16.12.2015 | 18:59

Юбилей Михаила Левитина

27 декабря отмечает юбилей режиссер Михаил Левитин. В этот день в эфире телеканала "Россия К" – программа "Линия жизни" (22:25) и спектакль "Белая овца" (23:15) в постановке юбиляра.

Михаил Левитин – один из лидеров российского театрального искусства, чьи спектакли задают высокую планку в сегодняшней культурной реальности. Окончив режиссерский факультет ГИТИСа (курс Юрия Завадского), дебютировав на сцене Театра на Таганке и поставив более десяти спектаклей в Москве, Ленинграде, Риге и других городах, в конце 1970-х годов Михаил Левитин пришел в Московский театр миниатюр, и начался отсчет новой истории театра, которая длится до сих пор. Его спектакли "Чехонте в Эрмитаже", "Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов", "Нищий, или Смерть Занда" задали новое направление развития театра, расширили круг его зрителей и поклонников. В 1987 году Михаил Левитин стал художественным руководителем театра, переименовал его в "Эрмитаж", и театр задышал по-левитински. Испанская критика окрестила его "Театром абсолютным", а в Швейцарии "Эрмитаж" был удостоен титула "Самый изысканный театр".

Об истории театра и его роли в своей судьбе Михаил Левитин рассказывает в программе "Линия жизни" (27 декабря, 22:25). Левитин вспоминает спектакли по произведениям Даниила Хармса, рассказывает о дружбе с Михаилом Жванецким, работе с актерами, говорит о своем понимании жизненных и творческих идеалов, о своем понимании театра. "В театре должно быть ощущение цельности мира, – говорит режиссер. – Мы очень обуржуазились и много думаем о будущем. Надо думать о прошлом. Я очень люблю прошлое, прошлое театра, свое прошлое. Я романтизирую жизнь – ту, которая была без меня. Я обожаю людей, как я всегда говорил, создавших в свое время театр и литературу. Сергей Мартинсон, Эраст Гарин, Серафима Бирман – это люди моего театра и моего понимания искусства. Моя симпатия к 1920-м годам, к Даниилу Хармсу и Александру Введенскому, это привязанность к людям подлинного героизма в искусстве. В театре были Николай Фореггер, Игорь Терентьев, Давид Гутман, Федор Каверин… Настоящие гении!".

Михаила Левитина часто называют "человек-театр", потому что он не только является главным режиссером "Эрмитажа", но и часто сочиняет музыкальные темы для своих спектаклей, сам пишет пьесы. Михаил Левитин со своим даром литератора безошибочно выбирает материал для постановок, и в "Эрмитаже" всегда ставят только ту драматургию, которая соответствует духу этого театра и самого режиссера. В репертуаре – Пушкин, Чехов, Булгаков, Ильф и Петров, Гомбрович, Володин, Хармс и Введенский, которых режиссер заново открыл для театра.

Левитин не думает о кассовом успехе: "Мы хорошо владеем своей техникой, я прекрасно знаю, где зритель будет смеяться, а где молчать. Я ставлю репертуар своего детства. Мне трудно сказать, как к нему относится сегодняшний зритель. Для меня это не так важно. У нас есть свой зритель, который любит это смотреть. Мне так смешно видеть театры, где масса знаменитых людей, ничего не умеющих, и там все в порядке… Мне приятно вспоминать, как я позвонил Геннадию Рождественскому после премьеры спектакля "Нищий, или Смерть Занда" по неоконченной пьесе Юрия Олеши, чтобы узнать его мнение, а он говорит: "Что же вы мне звоните? Я Вам письмо в эту минуту пишу! Спектакль мне очень понравился, но письма от Рождественского Вы никогда уже не получите больше". И я тогда ему сказал: "Зрителей было маловато". А он ответил: "А меня одного недостаточно?". На самом деле вот это для меня очень ценно. Мне достаточно того, что Виктор Шкловский как-то обо мне сказал: "Левитин – режиссер, у которого в руках джокер". Я держу этот джокер и никогда не отпущу".

Подтверждает это и Юлий Ким, автор музыки к постановкам Михаила Левитина: "Джокер – карта, которая бьет все остальные. Она действительно есть у Михаила Захаровича, потому что нет такого текста, который бы он не поставил. Он может поставить даже телефонную книгу, если найдет в ней повод для той школы клоунов, которую он возглавляет всю свою жизнь. Однажды я придумал эпиграф, который потом вылился в песню. Но эти строки исчерпывают всю суть театра Михаила Левитина: "Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно! Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад – совершенно!".

В программе принимают участие: Владимир Дашкевич, Юлий Ким и артисты театра "Эрмитаж". 

Сразу после ток-шоу "Линия жизни" в 23:15 – спектакль театра "Эрмитаж" "Белая овца" по рассказу Даниила Хармса "Помеха". В ролях: Юрий Беляев, Ирина Богданова, Дарья Белоусова, Александр Пожаров, Катя Тенета. Постановка Михаила Левитина.

Пресс-служба телеканала "Россия К"