19.12.2015 | 14:13

Календарь. 19 декабря 2015 года

«А ты-то по какому праву хочешь веселиться? Какие у тебя основания для веселья? Или тебе кажется, что ты еще недостаточно беден? – негодующе воскликнул Скрудж, – Да будь моя воля, я бы такого олуха, который бегает и кричит: "Веселые святки! Веселые святки!" – сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного пудинга».
19 декабря 1843 года, в Лондоне была опубликована первая из «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса. Святочный рассказ с привидениями – «Гимн Рождеству».
История о том, как скряга и стяжатель Скрудж возродился к новой, светлой жизни, оказала огромное влияние на рождественскую атмосферу и восприятие этого праздника на Британских островах.
Строгий и пристрастный критик Диккенса, Теккерей, писал: «Здесь умолкают все возражения. И кто способен слушать возражения при обсуждении подобной книги? Она представляется мне национальной милостью и личным подарком каждому человеку, читающему её».
Чарльз Диккенс 1843

Он был словно оживший персонаж Диккенса – обездоленное дитя с самого дна жизни. Сиротство, приют, бродяжничество, нелегальное пересечение границ, череда мелких, бессмысленных краж.
Сроки заключения увеличивались. Чаще всего ему приходилось расплачиваться за воровство книг. В тюрьме он начал писать.
Он был фантастически, безысходно несчастлив. Литература была для него единственным способом выразить весь ужас существования, единственным способом оставаться свободным.
Он писал о том, о чем не принято было говорить и даже думать. Он романтизировал то, что проклинали и предавали анафеме.
«Элегантность, равновесие, мудрость – вот, что излучает этот чудо-маньяк», – говорил о нем Жан Кокто. Уильям Берроуз считал его «последним французским лириком». Жан-Поль Сартр написал книгу «Святой Жене, комедиант и мученик».
Жан Жене родился в этот день, 105 лет назад.
Жан Жене 1910 – 1986

В своем коротком черном платье
Цвета траура, тоски и горестей,
Ты выходишь, бледная и осунувшаяся,
Посреди звуков праздника,
Неся в своем голосе
Все беды человеческого сердца...

«Вот она идет, стесняясь своего маленького роста, втянув голову в плечи, утиной походкой. Она входит. Она побеждена».
«Посмотрите на эту маленькую женщину, руки которой похожи на лапки ящерицы, живущей в развалинах. Посмотрите на ее лоб Бонапарта, ее глаза слепой, вновь обретшей зрение. Как она может петь? Каким образом из ее хрупкой груди вырываются жалобы ночи?»
«Этот голос, этот холодный голос устричного цвета, этот непостижимый голос, хриплый и мощный. Этот влажный голос, простуженный, еще детский, но уже полный отчаяния, неумолимо берет вас за душу».
«Побежденная поет. И во всех окнах мира появляются любопытные лица, и слезы горести падают на землю. И руки становятся ветвями, раскачиваемыми бурей, и маленькая жалкая женщина уходит в бесконечность. От нее остается лишь голос, расширяющийся, поднимающийся, заменяющий ее саму».
В этот день исполняется 100 лет со дня рождения Эдит Пиаф.
Эдит Пиаф 1915 – 1963