30.12.2015 | 14:56

Календарь. 30 декабря 2015 года

У него был талант находить в событиях обычной и даже внешне скучной жизни нечто волнующее, значительное, улавливать в обыкновенном человеке то большое и высокое, что делает его представителем человечества и что присуще вместе с тем каждому.
Его мир – графический, черно-белый: без полутонов, почти без оттенков. Предельная ясность была его идеалом, которому подчинено всё – ритм, строфика, поэтическое слово.
Его простота противоречила духу времени, объявившего искусство разновидностью теургии, а поэта – искателем абсолютной Красоты.
Он добивался сочетания несоединимых начал: фактографической правды и назидания – и, вопреки канону, утверждавшему, что в искусстве такой синтез невозможен, у него получались не прописи, не унылые басни, а стихи и проза полные мощного внутреннего напряжения.
150 лет назад родился Редьярд Киплинг.
Он был певцом империи. Он пребывал в убеждении, что первейшая миссия метрополии – цивилизаторская, и гордился тем, что эту миссию судьба предназначила его родной стране – Англии.
Словно испытывая на прочность ценности, которые он исповедовал, Первая мировая война забрала у него единственного сына. В 1919-м он стал членом Комиссии по военным захоронениям. Именно им была выбрана библейская фраза «Их имена будут жить вечно» на обелисках памяти.
Редьярд Киплинг 1865 – 1936

Он начал сочинять музыку и писать рассказы в очень раннем возрасте. В шестнадцать лет уже печатался в интернациональном авангардистском журнале, завязал переписку с Гертрудой Стайн и стал учеником композитора Арона Копланда. В восемнадцать бежал из Америки в Европу.
Он мог сделать безупречную карьеру как на литературном, так и на музыкальном поприще, но бросил всё и уехал в Северную Африку.
Там в Танжере он обрел свой дом – место паломничества артистической богемы всего мира – и написал «Под покровом небес», роман о «пустыне духа», признанный одним из лучших прозаических произведений на английском языке ХХ века.
105 лет назад родился Пол Боулз.
Пол Боулз 1910 – 1999

Он был виртуозом артистического жеста.
«Он не создает искусства, – заметил Александр Введенский, – он сам есть искусство».
Он был уверен, что поэтическое слово – орудие магического ритуала, способное менять мир и порождать новые миры.
Он говорил: «Стихи надо писать так, что бросишь стихотворением в окно, и стекло разобьется».
О некоторых вещах его трудно сказать, стихотворение это или проза, автобиографическая заметка или философское размышление.
И так же незаметно смех переходит у него в плач; смешное – в страшное; и обнаруживается относительность представлений о высоком и низком, добре и зле.
«У него нет таланта, – утверждал Николай Харджиев, – потому что он гений».
110 лет назад родился Даниил Хармс.
По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил;
В нем кто-то трубочку курил.
Смотрел на площади, сады,
Смотрел спокойно до среды,
А в среду, лампу потушив,
Он говорил: «Ну, город жив».

Даниил Хармс 1905 – 1942