15.12.2015 | 12:21

На выставке "Большой стиль Наума Грановского" представлены более ста снимков

«Большой стиль Наума Грановского» - выставка под таким названием проходит в Центре фотографии имени братьев Люмьер. В экспозиции представлены более ста известных снимков, а также находки нескольких последних лет. Работы Грановского – своего рода анализ эволюции советского урбанизма, а также современный комментарий к теме большого стиля в фотографии и в архитектуре.

Солнечный зимний город, станция метро «Краснопресненская». Мимо огромного здания гостиницы «Ленинградская» проносится паровоз. Институт Маркса – Энгельса - Ленина в Тбилиси. На снимках Наума Грановского не просто лики советских городов, а история архитектуры - становление большого стиля. В 1932 году вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому деятели искусств должны были создать новый стиль - социалистический реализм. Зодчим, например, предложили отказаться от авангарда и коробочной архитектуры в пользу пышного декора.

«Мы видим фотографию санатория в Баку, спроектированного архитектором Щусевым - автором Мавзолея и Казанского вокзала. В 1920-е годы он тоже увлекался конструктивизмом, но здесь добавлены карнизы. Пока скупо и аккуратно добавлялись декоративные элементы», - рассказывает сокуратор выставки «Большой стиль Наума Грановского», кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ Анна Броновицкая.

В эти годы Наум Грановский работает ведущим фотографом издательства «Изобразительное искусство» и становится главным летописцем архитектуры. На этих кадрах - зодчие пытаются найти тот самый большой стиль. Ведь точной формулировки не было. Одни внедряют элементы ар-деко, другие - неоклассицизма, третьи соревнуются с имперским Римом. В результате, самые обычные здания - санаторий или аэропорт - становятся похожи на дворцы, а павильоны метро и кинотеатры – на античные храмы.

«То небо, тот свет, та освещённость архитектуры, которую ищет Грановский, в его стилистике настолько узнаваемы. Это достаточно уникально для фотографии ХХ века в Советском Союзе, где жанры и почерки никто не приветствовал, должна была констатация фактов происходить. У Грановского это получается», - говорит главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Композиция кадров Наума Грановского точна, как рассчитанная формула. Здесь нет случайных элементов и лишних деталей. Ученик фотографа в ТАСС Валерий Христофоров вспоминает, что для своих снимков Грановский составлял точно разработанный план-сценарий.

«Он знал практически каждую улицу и по московскому плану города мог определить, где и какой будет свет и когда туда лучше ехать», - рассказывает фотожурналист Валерий Христофоров.

Представлены фотографии жилых домов на Ленинском проспекте, которые в народе прозвали «обдирными». По проекту это должен был быть сталинский ампир, но дома так и остались без декора. В 1954 году Хрущев обвинил архитекторов в расточительстве средств на «украшательство» и объявил о переходе к индустриальному строительству. Так, по сути, закончилась история большого стиля.

Новости культуры