11.12.2015 | 15:40

65 лет назад родился Александр Татарский

Сегодня исполнилось 65 лет со дня рождения мультипликатора Александра Татарского. Дебютный фильм режиссера - «Пластилиновая ворона» - получил более двух десятков наград. «Обратная сторона луны» признана лучшей анимационной лентой 1984 года на фестивале в Лондоне. Культовой стала заставка программы «Спокойной ночи, малыши». А мультфильм «Падал прошлогодний снег», сразу после выхода на экраны, был разобран на цитаты. 

Никаких сентиментальных эмоций и умильных персонажей. Красивость в мультипликации Александр Татарский называл конфетной упаковкой и делал совсем другое кино.

«Он как раз был против пупсиковости в анимации, против миленьких девочек. Это видно по его анимации – все лупоглазые, немного страшные с обывательской точки зрения», - отмечает креативный продюсер киностудии «Союзмульфильм» Михаил Алдашин.

«Персонаж должен быть персонажем. Персонаж - это персонаж. Полюбить его нужно за его характер, а не за его большую голову и за большие глаза с тремя бликами», - говорит режиссер, художник студии «Пилот» Валентин Телегин.

Александр Татарский провел детство в цирке – там работал его отец. И его мультипликация близка клоунаде. Гэги, эксцентрика, темп. «Пластилиновая ворона» в 1981 году перевернула представление о мультипликации.

Несмотря на все цифровые новшества, техника пластилиновой анимации не изменилась. Создать эту фактуру с помощью компьютера не получается. Как говорят художники, необходимы отпечатки пальцев. Так что сегодня пластилиновые мультфильмы делаются так же, как когда-то «Пластилиновая ворона».

В 1988 году Татарский создал первую негосударственную студию мультипликации – знаменитый «Пилот». Говорил: «Делаем не только фильмы, делаем людей». В «Пилоте» царила атмосфера счастливого молодого сумасшествия. Через студию прошли практически все, кто занимался анимацией в Москве.

«Когда я пришел, он сказал: "Ну что, делай кино". Я сказал: "А какое?" Он сказал: "Да, что хочешь, то и делай". Это, конечно, очень сильное было предложение, я, естественно, не отказался. Много лет в "Пилоте" проработал и делал, что хотел, на самом деле. Приходили студенты, ученые, маргиналы, какие-то люди жили. У нас работали сторожами и заливщиками одновременно», - вспоминает Михаил Алдашин.

Термоядерная бомба постоянного действия – так коллеги говорили о Татарском. В студии успевал всюду, погружался во все. Много делал руками – и ремонт, и оборудование.

«Саша внешне был человеком-натиском, человеком-бурей, человеком-пружиной, генератором идей, который достаточно легко входил со всеми в контакт, рассказывал анекдоты, массу побочных историй. Но то, что касалось профессии, он всегда относился к этому очень серьезно», - говорит режиссер, художник студии «Пилот» Валентин Телегин.

Татарский часто говорил, что мультфильм в среднем создается за 9 месяцев – сравнивал это с беременностью. Сам всегда оставался хулиганом и большим ребенком.

«Детство - это лучшее время человека. И с годами все плохое забывается. Хорошее, наоборот, гипертрофируется даже. То есть не было так хорошо, как мне кажется. Но сейчас кажется, что было замечательно», - рассказывал он.

Выдающиеся фильмы, уникальная студия, целое поколение мультипликаторов. Но самое главное, что, по словам друзей, всю жизнь Татарский создавал параллельную реальность.

Новости культуры