11.12.2015 | 10:34

Проект "Дом голосов: на полях языка" представят под эгидой IV Санкт-Петербургского международного культурного форума

Под эгидой IV Санкт-Петербургского международного культурного форума и к 70-летию ЮНЕСКО 13 декабря начнет свою работу экспозиция «Дом голосов: на полях языка». Это выставочно-исследовательский проект на стыке исторического анализа, современного искусства, кинематографа, поэзии, лингвистики, философии и антропологии, посвященный умирающим языкам. 

Художники, участвующие в выставке: Кирилл Адибеков, Павел Арсеньев, Владимир Беляев, Мария Годованная, Полина Заславская, Галина Рымбу, Евгения Суслова, Анна Толкачева, Ада Черешня, Андрей Черкасов, Константин Шавловский, Кирилл Широков.

Кураторы проекта - Полина Заславская, Галина Рымбу, Константин Шавловский.

Художники и кураторы ставят перед собой задачу вывести разговор об исчезающих языках и народах из области лингвистики и этнографии, из архивов и краеведческих музеев в широкое культурное пространство.

Первая выставка «Дома голосов» прошла в апреле этого года в Музее Москвы. На ней был представлен «полевой» материал, собранный художниками, поэтами, кинематографистами в ходе экспедиций на Сахалин и в Ингерманландию. 

Кадр из работы Кирилла Адибекова
Кадр из работы Кирилла Адибекова

Во второй части выставки, которая на этот раз проходит в Санкт-Петербурге в пространстве «ЛенДока», логика художественно-полевого метода частично сохраняется. Но при этом в большинстве работ присутствует момент проблематизации «архива и свидетельства». Обращаясь к забытым документальным кинохроникам, старым фотографиям, документации опытов создания «виртуального» языкового архива в новосибирском Академгородке, домашней утвари и предметам быта – с одной стороны, и к живым свидетельствам носителей языка, к сегодняшней истории мест их проживания – с другой, а также к конфликту между материальностью и виртуальностью языка, письма, речи, художники осмысляют судьбу умирающих языков, которая лежит уже не только и не столько в области живой речевой действительности, сколько в области политики, истории, памяти. Сами малочисленные носители языков являются уже носителями памяти о языке – языке своих родных и предков. 

В рамках выставки будет проведено два теоретических - лингвистический и философский - коллоквиума с участием зарубежных исследователей, а также дискуссии с представителями водской и ижорской общин, теоретиками и художниками.

Фрагмент работы Марии Годованной
Фрагмент работы Марии Годованной

Почти у всех художников присутствует момент работы с некоей живой предметностью, через которую может быть выражена судьба, история или катастрофа языка. Это могут быть доски разрушенного водского дома (как в работе Владимира Беляева), земля, грунт «как поле сложных языковых процессов» (в работе Евгении Сусловой), утварь и предметы женского быта (как в работе Полины Заславской). Все они фиксируют состояние предельности, «край речи», когда язык свидетельства и эстетическая мысль сбиваются, не справляются и нуждаются в поддержке живой материи или  в параллельном развитии отношений свидетельства и материального (или архивного) объекта в его непроницаемой открытости. Так или иначе они посвящены специфической материальности умирающего языка.


Фрагмент работы Евгении Сусловой

Познакомиться с языками, услышать их музыку, ритм, звучание, сравнить со своим языком и письмом можно будет с помощью аутентичных записей водских, ижорских, нивхских, уйльтинских песен, представленных на выставке. 

Все материалы о IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме >>