17.02.2011 | 12:49

"Зачем вы меня обижаете?" на сцене Центрального театра Российской армии

Большая сцена Центрального театра Российской армии открылась после ремонта. Теперь одна из самых серьезных по размеру театральных площадок Европы оснащена оборудованием последнего поколения и готова справиться с задачами любой степени сложности. Первая премьера после ремонта – спектакль под названием «Зачем вы меня обижаете». В постановке соединены два классических произведения – гоголевская «Шинель» и чеховская «Свадьба». По замыслу режиссера Бориса Морозова – их объединяет схожесть сюжетов: в центре – «маленький» человек, который, вопреки обстоятельствам, не утратил своего достоинства. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Идея соединить Гоголя с Чеховым, в одном спектакле рассказать историю Акакия Башмачкина и генерала Ревунова-Караулова между которыми – почти век разницы, пришла Борису Морозову, когда первая часть – «Шинель» - уже год с успехом шла на сцене театра. Задуманный как бенефис Федора Чеханкова, спектакль требовал продолжения. В результате появилась постановка, название которой – знаменитая гоголевская цитата – «Зачем вы меня обижаете» - главный вопрос этих историй.

«У Вахтангова прочел где-то в дневниках мысль – а хорошо бы совместить «Свадьбу» Чехова с «Пиром во время чумы» Пушкина. И что-то как-то это меня по-другому позволило, поманило посмотреть на «Свадьбу», - говорит режиссер.

Для актера Федора Чеханкова роли чиновника Башмачкина и генерала Ревунова соединяются органично. Тем более, что со свадебным генералом у него совпал возраст и полное имя отчество – Федор Яковлевич.

«Мне это по теме очень близко и как удивительно, что это мне даже сейчас доставляет большее удовольствие играть, чем когда я играл Учителя танцев, - говорит актер. – Там успех, после каждого танца аплодисменты. Здесь мне нравится на эту тему говорить. Внутренне плакать на эту тему мне нравится».

Перевоплощение из мира персонажей Гоголя в героев Чехова от всех актеров требует особого настроя. Шутка ли – из серых чиновничьих шинелей сразу же - в клоунские костюмы свадебных гостей. Буффонадная, клоунская, трагифарсовая «Свадьба» – резкий контраст с выдержанной, серой, графичной «Шинелью». Декорации меняются – трагедия маленького человека – все та же.

«Мы именно искали на каком-то очень контрастном соединении, а с другой стороны на каком-нибудь конфликте, чисто зрительском, визуальном разговор этот. И отсюда и жанровое какое-то звучание, и пластика спектакля и все вместе», - говорит Борис Морозов.

В конце спектакля на сцене снова появляется Башмачкин. Опять идет снег. И все тот же вопрос: «зачем вы меня обижаете?» Уже от лица обоих героев – Башмачкина и генерала Ревунова. Вопрос вечный, вопрос без ответа.

«Если у ста человек в этом огромном зале екнет сердце – ну что ж так, зачем же так не очень молодого человека обижать, оскорблять и унижать, то , я считаю, цель достигнута», - говорит Федор Чеханков.