10.12.2015 | 20:04

Премию Кандинского в области современного искусства вручили в Москве

В Москве прошла 9-я церемония вручения Премии Кандинского – крупнейшая независимая премия в области современного искусства, она существует с 2007 года. В этом – претерпела множество изменений. Например, церемония награждения проходила не поздним вечером, как обычно, а днём. Скромно, без фуршета и парада вечерних нарядов.

От светского формата к академичному. Среди пришедших на церемонию не оказалось околобогемной тусовки – только те, кто имеет непосредственное отношение к современному искусству. Никаких шоу и развлечений, сама церемония длилась меньше часа. Такой новый формат арт-сообществу показался очень верным и точным.

«Мы сейчас живем в контексте времени, который мы вообще ощущаем совсем иным образом, как более скромные в своем выражении, и та толстая подушка жира, в которой мы находились какое-то время, сейчас просто кажется неуместной, лишнее ушло, осталась ясность, простота и зрелость», – отметила директор Пушкинского музея Марина Лошак.

В 2015-м было подано рекордное количество заявок – 502. Выбор членам жюри давался непросто, кстати, в этом году их ряды пополнила Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи. Серьезные изменения произошли и в работе экспертного совета.

«Мы добавили два этапа при отборе номинантов, нам кажется, это важно, и у нас выросло качество, и мы усилили экспертный совет большими специалистами», – рассказал председатель попечительского совета премии Шалва Бреус.

Первым объявили победителя в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Им стал философ Валерий Подорога. Премию Кандинского он получил за двухтомное издание «Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия».

«Я познакомился с ним, когда еще учился в школе. Я купил собрание его произведений 1963 года, так что, вы можете себе представить, я учился по его книгам, мне казалось, что он эти книги писал для меня», – рассказал философ Василий Подорога.

В номинации «Молодой художник» победа досталась Ольге Кройтор за перформанс «Точка опоры». Его она проводила трижды – в музее «Гараж», во дворе Музея Москвы и на вокзальной площади Алматы. Во время церемонии награждения Кройтер, кажется, на мгновение потеряла точку опоры. Это её первая в жизни премия и сразу такого высокого уровня.

«Из меня никуда не делись чувства, чувствительность, их никто не отменял, и, наверное, когда ты по десятому разу получаешь, может быть спокойно. Мне это было очень важно, и поэтому такая реакция», – призналась художник.

В номинации «Проект года» лучшим признали инсталляцию «С колесом в голове» Андрея Филиппова. Художник, получая награду, признался, что его последний раз награждали еще в пионерском лагере за рисунок к «Мцыри». Пионерская эстетика в работе художника также присутствует, как и двуглавые имперские орлы, которых Филиппов использует в своих работах с 80-х годов.

«Мой приятель нашел в Варшаве мальчика, который может выдуть вот такие лампочки и поместить туда любые фигурки, и поэтому придумался двуглавый орел. Нужно было заключить в структуру – я вспомнил про афонские монастыри, где крутятся хоросы, их раскачивают и возникает ощущение вселенной», – пояснил Андрей Филиппов.

Традиционная выставка номинантов премии в этом году была довольно скромной. Только девять проектов номинантов из шорт-листа. Зато уже со следующего года здесь, в «Ударнике», будут проходить крупные обзорные выставки ведущих современных художников и классиков. Начнут с последних. В 2016-м ожидается ретроспектива Бориса Орлова.

Новости культуры

Читайте также:

Объявлен шорт-лист премии Кандинского

Лауреатом Премии Кандинского в номинации "Проект года" стал Андрей Филиппов