10.12.2015 | 11:03

Легендарная Таганка открывает после ремонта Малую сцену

Легендарная Таганка открывает после ремонта Малую сцену. Первым её занял «Золотой дракон» - спектакль, созданный режиссером Валерией Сурковой по пьесе немецкого писателя Роланда Шиммельпфеннига. Она признана в Германии лучшим произведением драматургии в 2010 году. Придется ли она по душе российской публике, станет известно уже сегодня – в день премьеры спектакля.

Еще не открытие, только предвкушение, но уже чувствуется ажиотаж. Зрители соскучились по Малой сцене Таганки. Директор театра Ирина Апексимова забыла про сон. «Сказать, сколько потрачено нервов именно на Mалую сцену, невозможно. За семь месяцев, что я являюсь директором театра, такое количество нервов потребовалось, чтобы стоять сегодня здесь и все-таки сыграть, даст Бог, завтра этот спектакль», - призналась она.

Малая сцена, вставшая на ремонт прошлым летом, изменилась немного. Обошлись без капремонта, но нервы потрепали порядком. «Здесь были стены со старыми декорациями, здесь никаких особых технологических решений не было, это было, как противоаварийные работы. Это не был ремонт, это не была реставрация театра, появилось только больше аппаратуры», - рассказала Ирина Апексимова.

Идеальное место для эксперимента. «Золотой дракон» и начинает этот самый эксперимент проекта «Репетиции»: когда спектакль рождается сначала в лаборатории, потом месяц на постановку, а дальше, как в русской рулетке, повезет – не повезет.

«Это, конечно, всегда риск - попадут - не попадут, как договорятся, как на это отреагирует публика, но для этого  она и лаборатория, чтобы иметь возможность рискнуть», - считает директор творческих проектов Театра на Таганке Елена Груева.

Два экрана, камера, ниши, пять актеров, полтора часа коротких лаконичных реплик, коротких монологов, реприз. Пьеса Роланда Шимммельпфеннига, отдающая сюрреализмом, неожиданно начинает волновать. Именно на это делает ставку режиссер Валерия Суркова.

«Мы можем сегодня пройти мимо и подумать, что нас это не касается, но мир открыт, и нас все касается», - уверена режиссер спектакля Валерия Суркова.

Участник Ночи искусств, фестиваля «Территория» - Ольга Крикова, здесь - саунд-дизайнер, разбирается с электронными шумами и звуками, ставшими частью спектакля. «Это электронная обработка, шумовая обработка, это не звуки, снятые с живого окружения, это полностью электронная история, сочиненная для этого спектакля», - говорит саунд-дизайнер Ольга Крикова.

Кажется, артисты забыли про систему Станиславского. Рассказывают историю, как диктор читает дайджест новостей. Работают перед камерой в режиме реального времени. На глазах зрителей наносят зеленую краску на лица и руки. Проекция дает эффект хромакей, используемый в кино. Сложный коллаж на экране добавляет визуальный эффект. «Мы решили сделать компиляцию - такой сложный, киношный монтаж, сделать в театре, совмещение театра и кино», - считает художник Денис Сазонов.

Четыре режиссера получили шанс сделать репертуарный спектакль на сцене Таганки благодаря проекту «Репетиции». Еще тридцать получат возможность показать, на что способны, так как проект продолжается. Впереди – еще восемь лабораторий.

 Новости культуры