09.12.2015 | 13:15

К 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова

16 декабря исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского композитора XX века Георгия Свиридова. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «Слух эпохи» (16 декабря, 20:05), трансляция Торжественного концерта «Георгию Свиридову посвящается…» из Концертного зала имени П.И. Чайковского (16 декабря, 20:45), а также записи концертов с участием известных музыкантов и коллективов (14-18 декабря, 18:25).

«Всего три композитора в мире – Моцарт, Верди и Свиридов – чаще всего исполняются на улицах. Это самая серьезная похвала, которая говорит о высшей степени признания. Музыка Свиридова живет так же, как и русская песня – все ее любят, но никто не знает, кто ее написал», – говорит дирижер Владимир Федосеев. В документальном фильме «Слух эпохи» (16 декабря, 20:05) известные композиторы, исполнители и дирижеры – Сергей Слонимский, Александр Ведерников, Дмитрий Хворостовский, Владимир Федосеев, Владимир Минин, Владислав Чернушенко, Александр Белоненко – вспоминают Георгия Свиридова, рассуждают о ценности его творчества, о судьбе его знаменитых произведений. В фильм включены архивные записи самого композитора.

Георгий Васильевич Свиридов – ярчайшая страница русской музыки, а его вокальное творчество – ее настоящая музыкальная вершина! В современном мире его сочинения не только не устарели, а стали еще значительнее, еще масштабнее. «Свиридов – «вокальный» композитор по своей сути, – считает дирижер Владимир Минин. – Именно слово является для него творческим импульсом. Поэзия, на которую он писал музыку, высочайшей пробы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Пастернак, Шекспир, Тютчев, Бёрнс и многие другие авторы. Он даже «распел» Маяковского! Свиридов настолько чувствовал аромат слова, скрытую в слове музыку, что всегда казалось, что иначе, чем Свиридов, и сказать нельзя».

Родившись в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии, Георгий Свиридов до конца дней сохранил связь со своей родной землей: каждая его мелодия, каждая интонация пронизана ощущением этого мира, этого народа, этих традиций. «Свиридовы – древний крестьянский род, который уходит корнями и прослеживается документально вплоть до XVII века. Эта связь с землей очень существенна для его понимания», – рассказывает музыковед Александр Белоненко, племянник Георгия Васильевича. Не меньше любви выпало и на долю Ленинграда, куда композитор приехал в 16 лет. Он очень ценил этот город, его творческую жизнь, живущих в нем людей. В 1938 году Свиридов поступил в консерваторию в класс Дмитрия Шостаковича и был ему благодарен до конца жизни. И даже пострадал за такую безграничную преданность учителю – в 1948 году был объявлен формалистом, и до 1953 года его сочинения не исполнялись и не издавались. В те годы он жил только за счет того, что писал музыку для кино и театра, и как это ни парадоксально, именно в это время он написал свою самую веселую музыку. Но времена изменились, и уже в середине 50-х годов Свиридов стал абсолютным кумиром ленинградской композиторской молодежи. Его музыка отличалась от той, которая господствовала в то время – она «говорила» на ярком, родном, четко обозначенном русском языке. Это и стало индивидуальным «почерком» композитора.

Многие музыканты, которым довелось работать со Свиридовым, отмечают, что когда он сочинял музыку, он уже точно знал, кто будет ее исполнять. Так делают далеко не все композиторы. Он писал для конкретных исполнителей, а их ответственность в связи с этим резко возрастала. «Свиридова невозможно исполнять формально, – рассуждает певец Дмитрий Хворостовский. – С первой же ноты, с первого звука идет погружение в целый мир. В его музыке – боль, несказанная чистота оттеняет каждое слово, а мелодически это все настолько просто и гениально, что только красиво петь его музыку недостаточно». А сам Георгий Васильевич считал, что ответственность за сочинение нужно разделить еще и со слушателем: «Судьба нашей культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, кому эти ценности предназначены, то есть в руках всей нации, всего народа. Потому что искусство ценно именно своей взаимосвязью, своей соборностью – тем, что слушая какое-нибудь замечательное произведение, совершенно разные люди, находящиеся в одном зале, становятся как бы одним целым».

16 декабря в 20:45трансляция Торжественного концерта «Георгию Свиридову посвящается…» из Концертного зала имени П.И. Чайковского. В программе: сюита из музыки к фильму Михаила Швейцера «Время, вперед!», «Маленький триптих» для оркестра и «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра. Исполняют: Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского и Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга имени М.И. Глинки. Солист Олег Трофимов (тенор), дирижер Владимир Федосеев.

С 14 по 18 декабря в 18:25 прозвучат знаменитые сочинения композитора. Владимир Федосеев и Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского исполнят музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» (14 декабря, 18:25). Романсы и песни Георгия Свиридова (15 и 16 декабря, 18:25) прозвучат в исполнении Евгения Нестеренко (запись в Большом зале Московской консерватории в 1983 году) и Елены Образцовой (запись в 1976 году). Партия фортепиано – Георгий Васильевич Свиридов. Концерт для хора «Пушкинский венок» (17 декабря, 18:25) исполнит Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. В исполнении Дмитрия Хворостовского и Ильи Ивари прозвучит поэма для голоса и фортепиано «Петербург» (18 декабря, 18:25).

Пресс-служба телеканала "Россия К" 

Все материалы к столетию со дня рождения Георгия Свиридова>>>