11.12.2015 | 11:02

В рамках кинопрограммы Культурного форума представят выставку "Прибытие кино в Россию"

В рамках кинопрограммы  IV Санкт-Петербургского международного культурного форума 16 декабря откроется выставка «Прибытие кино в Россию». Экспозиция развернута в  Музее Фаберже в Шуваловском дворце.

Это интерактивная выставка-инсталляция охватывает тридцать с лишним лет – начиная с первых российских показов кинематографа братьев Люмьер и кончая последней немой картиной Сергея Эйзенштейна. Научные консультанты выставки - Юрий Цивьян, историк и теоретик кинематографа, специалист по раннему кино, и профессор Гарвардского университета Дарья Хитрова. 

Выставка «Прибытие кино в Россию» начнет программу событий, посвященных Году кино в России.  Экспозиция помещает посетителей выставки в исторический контекст эпохи и позволяет не просто увидеть фильмы столетней давности, но понять и почувствовать, как воспринимали кинематограф его первые зрители.

Экспозиция строится вокруг четырех ключевых событий. Случилось так, что прибытие в Россию кинематографа братьев Люмьер совпало по времени с коронацией последнего русского царя, которую братьям Люмьер повезло заснять. Поэтому 1896 год становится узловой датой первой части выставки.

Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие. Наряду с официальной хроникой в прокате появляется множество видовых картин (серия «Живописная Россия»), а также первые игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами и режиссерами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Сами сюжеты пока второстепенны: на первом плане – костюмная экзотика и красота видов; смысл происходящего в кадре объясняется в многословных надписях.

Время Первой мировой войны, которому посвящена третья часть выставки, становится золотым веком русского дореволюционного кино. В силу исторических обстоятельств часть бывших конкурентов оказались неприятелями, а союзники-французы отрезаны военными фронтами – российский кинорынок оказался в распоряжении русских кинофирм. В ходу у русских режиссеров – салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты.

Все материалы о IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме>>>