09.12.2015 | 11:02

Фотографии и дневники Михаила Пришвина показывают в Мультимедиа Арт Музее

Новые грани таланта известного писателя-натуралиста, чье творчество знакомо с детства каждому. В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники». Экспозиция рассказывает о малоизвестных фактах биографии «певца русской природы». 

Творчество Михаила Пришвина литературоведы и читатели по-новому открыли ещё в 1991 году. Оказалось, что автор детских и охотничьих рассказов всю жизнь вел дневник, в котором описывал полную драматизма историю своего времени. Многогранность личности Пришвина поражает и сейчас. Любитель охоты, на протяжении 30 лет он был еще и фотоохотником. Правда фотография была, а точнее, вынуждена была быть, тайной страстью писателя. Снимки не публиковались – были слишком правдивыми.

«Дня него это еще один инструмент важнейший - увидеть мир. Он снимал это для себя как часть своего литературного творчества и как часть своего дневника: был дневник и был фотодневник. Выставки у Пришвина не было никогда, это первая выставка фотографий Пришвина», - утверждает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Здесь около двухсот фотографий. Хотя в творческом наследии Пришвина в разы больше – 2000 негативов. Он всегда искал разные художественные формы - хотел дополнить вербальное визуальным.

Михаил Пришвин начал фотографировать рано, его первые снимки были сделаны во время поездки на Север, в 1906 году. Тогда у писателя не было своей собственной фотокамеры, он одолжил ее у случайного попутчика. С Севера Пришвин вернулся со своей книгой, позже она была проиллюстрирована рисунками, сделанными с этих фотографий.

Основательно Пришвин начал фотографировать в 25-м году. Во всех поездках камера занимала почетное место рядом с записной книжкой. Он снимал все, что видел вокруг. Но для того времени был слишком зорким. Правда, кричащая с фотографий, сделанных во время его командировок на Дальний Восток, Беломорканал, Соловки – не совпадала с общепринятой. А по некоторым фотографиям Пришвина можно воссоздать события прошлых лет. И не только в памяти. Колокола Троице-Сергиевой лавры восстанавливали именно по пришвинским снимкам. В тридцатые он делал фотоотчет об уничтожении колоколов. Что бы ни фотографировал Пришвин – людей, природу, мир в целом – он останавливал мгновение.

«Вот этот живописный ряд, вот этот взгляд, который выхватывает что-то, с одной стороны, совершенно ординарное, не постановочное, не необычное, и этим пришвинские фотографии и отличаются. Он где-то записывает, что, "наверное, всякий фотограф снял бы гораздо лучше меня, но он это не увидит, то, что я снимаю, он не увидит и не будет снимать"», - рассказывает сотрудник Государственного литературного музея Яна Гришина.

Фотографии дополнены цитатами из дневников Пришвина. Здесь уже они иллюстрируют снимки. Можно услышать и голос писателя: чтобы прочувствовать многогранный мир Пришвина, на выставке звучат отрывки из его дневников в исполнении самого автора.

Новости культуры