09.12.2015 | 20:06

Ученые Пушкинского музея начинают реставрацию египетской погребальной пелены

Знаменитый египтолог середины прошлого века Владимир Голенищев больше 30 лет собирал восточные древности в Египте. Его коллекция насчитывает около семи тысяч предметов, среди них есть действительно редкие, уникальные. С 1912 года собрание Голенищева находится Музее изящных искусств – нынешнем Пушкинском музее. Одна из жемчужин – египетская погребальная пелена. Подобных ей в мире сохранились буквально единицы. Сейчас ученые приступают к реставрации этого раритета.

Около полугода один из шести существующих в мире египетских саванов II века будет в реставрации. Приобретенная у египтолога Владимира Голенищева в 1909 году, она уже со значительными утратами выставлялась в экспозиции.

«Первая реставрация была в конце XIX века, как мы считаем, после находки этой пелены египетские реставраторы, по всей видимости, в мастерских Каира провели реставрацию, придали ей товарный вид. Используя глютеновый клей, они наклеили оригинальную ткань пелены на дублировочную ткань. И в таком виде, натянув на подрамник, продали Василию Голенищеву», – рассказал заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин.

Несколько лет назад обнаружили ухудшение состояния памятника. Сейчас уже есть проект его спасения: нужны физико-химические и микробиологические исследования.

«Все пигменты почти содержат гипс, который изначально не дает обрабатывать её водой. В какой-то степени увлажнять её – только в маленьких количествах. Поэтому все проблемы у нас еще впереди», – отметила художник-реставратор Наталья Синицына.

Расписные саваны делали в Египте в греко-римский период. Это была массовая продукция. Но здесь – редкая иконография. Обычно умершего изображали в виде Осириса или в римской одежде. Только на шести саванах изображение погребенного – между двумя богами, Осирисом и Анубисом. Предполагают, в этой гробнице были одновременно погребены женщина и мальчик.

«Есть трудности, связанные с суммой реставрации, которая будет чрезвычайно высока. Уже 70 процентов гипотетических средств собрано, львиная доля связана с государственными субсидиями на этот счет, но нам важно было привлечь людей, которые ходят в наш музей, которые заинтересованы в сохранении таких уникальных экспонатов», – прокомментировала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Тем временем в экспозиции остается вторая пелена коллекции Голенищева. Считается, что она в самом лучшем состоянии.

«Существует предположение, что они могли использоваться в течение нескольких поколений. Потому что этот портрет на льне вырезался – видите, на этом холсте следы выреза, и на женском портрет вставлен. Существуют версии, что портрет писался при жизни, потом вставлялся. Возможно, убирали старый портрет, портрет предка, и заменяли на новый. И тогда такие пелены помещали не на мумию – они могли просто какое-то время находиться в гробнице, покрывать саркофаг или висеть на стене как картина», – рассказала заведующая отделом Древнего Востока Ольга Васильева.

Предполагают, все шесть саванов – из одного некрополя близ Мемфиса, изготовлены одной мастерской, и даже человек, продававший их, может быть один и тот же. Любопытно, какие факты всплывут при изучении учеными нынешней пелены. Есть легенда, что лик этого погребенного юноши преследовал египтолога Голенищева – из-за чего владелец был вынужден продать всю коллекцию.

Новости культуры