02.12.2015 | 20:02

Конной гвардии посвятили выставку в Гатчинском дворце

«Дорогами славы и побед» русской Конной гвардии предлагают пройти в музее-заповеднике «Гатчина». Там открылась выставка, посвящённая истории полка со второй трети XVIII века до 1917 года. Знаменитая воинская часть проявила себя и в Австрийском походе, и в битве при Аустерлице, отличилась в Бородинском сражении. Представлено порядка двухсот экспонатов: от различных видов формы и портретов до снаряжения и наград. Столь скрупулёзный подход к организации выставки объясним. В этом году исполняется 285 лет с момента создания Конной гвардии.

«Если хочешь быть красивым – поступай в гусары». Афоризм Козьмы Пруткова относится к типу людей, который, за единичными исключениями, исчез из русской жизни после октября 1917-го вместе с удивительно красочным слоем военной культуры. Начало конной гвардии было положено в конце 1730 года указом императрицы Анны Иоановны. С середины XVIII века элитные кавалерийские части играли важнейшую роль на поле боя. Ударная сила и резерв, способный переломить ход сражения.

«Задача тяжелой кавалерии, кавалергардов и кирасиров разного плана – это удар в сомкнутом строю с разгона по неприятелю, задача опрокинуть противника. Задача легкой кавалерии – разведка, в крайнем случае – участие в боевых столкновениях на поле боя. И в большинстве случаев – преследование неприятеля», – рассказал заместитель директора музея А. В. Суворова по научной работе Александр Лукирский.

К концу XIX века с развитием стрелкового оружия разница в задачах полков стирается. Отныне они отличаются обмундированием и близостью к августейшей семье. Так желтые кирасиры квартируются в Царском Селе, синие, называвшиеся так по цвету сукна, – в Гатчине. Попасть в элитный полк – даже для аристократов задача сложная. По воспоминаниям Владимира Трубецкого, носить громкую дворянскую фамилию и обладать средствами было еще далеко не достаточно. Туда мог попасть только безупречно воспитанный молодой человек, о репутации и поведении которого полком собирались тщательные справки. Случаи, когда сыновья министров и высших сановников при представлении в эти полки получали отказ, не были исключением. Кавалерийский шик на выставке выражен в редких фарфоровых скульптурах Рауша фон Траунбергера, наградном оружии и, конечно, деталях униформы, часто бесполезных с точки зрения ведения боевых действий.

«Могли снимать орла, ставить вместо него пику, у нас вот такая же каска с небольшой пикой есть. Она тогда была чуточку удобнее в эксплуатации, но как боевая, а тем более походная – она, конечно, неудобная, требует постоянного ухода. Она латунная, она не греет, довольно плотно сидит на голове – удобства минимальные», – отметил хранитель фонда оружия ГМЗ «Гатчина» Евгений Родионов.

Картина Сверчкова, изображающая Екатерину Великую в гусарском облачении, – скорее, фантазия, заказанная художнику ветеранами полка. Конную гвардию на выставке в Гатчине можно не только увидеть, но и услышать. Восемь армейских кавалерийских сигналов, записанных в начале ХХ века возвращают в эпоху, когда гвардейцы отправились в свой последний поход 1914 года. 

Новости культуры