18.02.2011 | 12:46

Художники свободы в Москве

Личная независимость как непременное условие для творчества. Выставка «Художники свободы. Анатолий Зверев и Владимир Яковлев» открывается в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Они ворвались в художественную жизнь Москвы, когда в искусстве господствовал соцреализм. Выставка работ знаменитых нонконформистов прошлого века - Анатолия Зверева и Владимира Яковлева открывается в Москве. Здесь около ста живописных и графических работ двух мастеров: многие из полотен выставлены впервые. Оба художника были самоучками, но сумели войти в историю отечественного искусства как одни из самых ярких живописцев своего поколения.

Если просеять советский художественный андеграунд, останется всего несколько имен. Владимир Яковлев и Анатолий Зверев в их числе. Оба социальные отщепенцы, оба художники от Бога, они легко работали и еще легче расставались со своими работами. Зверев мог отдать свои картины за ночлег, за еду.

«Он жил в Свиблово, которое называл «Гиблово», - рассказывает куратор выставки Наталья Рюрикова. – Он нигде не работал, поэтому его все время пытались арестовать за тунеядство. Он стремился все время ухать из дома, чтобы не быть там. Он жил то у одного, то у другого. Как человек благодарный он писал картины и делал это с удовольствием».

Разные по темпераменту и мировоззрению, Яковлев и Зверев совпадали только в одном – в абсолютной свободе, как в творчестве, так и в жизни. Зверев писал картины на чем попало – на дверях, обоях, обрывках старых газет - и чем попало – пальцами, веником и даже творогом.
Яковлев писал картины, будучи полуслепым человеком, который полжизни провел в психиатрической клинике. Обоих не признавала власть и общество, хотя антисоветчиками они никогда не были.

Коллекционер Николай Котляров говорит о том, что они не боролись с советской властью. «О ней просто никто и не думал. Она, конечно, им не помогала, но, тем не менее, и Зверев, и Яковлев работали и создавали замечательное независимое искусство».

По словам заведующего отделом реставрации графики ГТГ Валерия Силаева, «оба художника необыкновенно пронзительны в своем творчестве. И того, и другого, помимо всего прочего, объединяет огромное количество подделок, которые появились после их смерти».

Владимир Яковлев и Анатолий Зверев оставили по несколько десятков тысяч картин каждый. При жизни художники были бессребрениками, сейчас их картины стоят уже сотни тысяч, не рублей…Миф о горьком пьянице и юродивом - Анатолии Звереве – и миф о полуслепом сумасшедшем гении – Владимире Яковлеве – постепенно уступает место глубокому осмыслению творчества двух этих художников.