04.12.2015 | 10:41

В Воронеже отмечают 145-летие со дня рождения художника Александра Бучкури

В Воронеже отмечают 145-летие со дня рождения художника Александра Бучкури – местного уроженца, одного из основателей Воронежского художественного училища. Ученик Репина, ушедший, тем не менее, от реалистической манеры, Бучкури получил известность как талантливый портретист. Погиб трагически – был расстрелян фашистами вместе с женой в 42-м, во время оккупации Воронежа. Война уничтожила и большую часть его работ. Уцелевшие полотна мастера разбросаны по музеям разных городов – Ростова, Красноярска, Одессы, но в коллекции Воронежского художественного музея им отведено особое место.

Он был одним из любимых воспитанников Ильи Репина, у которого учился в Академии Художеств. Перед ним открывалось блестящее будущее в столице, но Александр Бучкури оставил Петербург и вернулся в Воронеж, где создал множество картин. Целая серия женских портретов, крестьянок в народных костюмах вышла из-под его кисти. Работал всегда тщательно, чему научился в репинской мастерской. Некоторые картины писались годами.

«Работа «Прачки», которая находится в коллекции музея, начало работы над картиной – 1908 год. А была закончена она в 1937 году. Это не значит, что на протяжении этого периода художник постоянно писал. Просто он периодически возвращался к картине, находил какие-то недостатки, исправлял», - поясняет заместитель директора музея имени Крамского Ольга Рябчикова.

Бучкури писал в особой манере. Его картины как бы чуть-чуть не закончены, но это создает особое впечатление.

«Бучкури стал одним из первых импрессионистов Воронежа, потому что писал обобщенными мазочками, набранными словно мозаикой. К сожалению, не много наследия сохранилось», - говорит директор Воронежского художественного музея имени Крамского Владимир Добромиров.

Александр Бучкури стоял у истоков Воронежского художественного училища. С 1919 года он преподавал в свободных мастерских, а затем в художественно-промышленном техникуме. Во время бомбежки в 42-м в его дом попала бомба. Ученики тщетно рылись в огромной воронке, разыскивая хоть какие-нибудь полотна.

Несколько картин есть в музеях Одессы, Ростова и Красноярска. В фондах музея имени Крамского немногим более 40 работ художника. Это и тематические полотна, и маленькие этюды – один из них с дарственной надписью сотруднику хранилища и автографом Бучкури.

Новости культуры