03.12.2015 | 11:03

Открылась выставка "Словарь Гуль Муллы", посвященная Велимиру Хлебникову

В Музее Вадима Сидура открылась выставка «Словарь Гуль Муллы». Художница Ксения Сорокина посвятила экспозицию Велимиру Хлебникову - одной из самых значительных и трагических фигур в культуре XX века. Называя себя «председателем земного шара», Хлебников не шутил – так всеохватно было его мировосприятие, так ненасытно стремление творить и открывать новое. Почти всю жизнь, а прожил он всего 36 лет, поэт путешествовал. В 1921 году, за год до смерти, отправился в Персию, где вспыхнуло антиправительственное восстание. Этому эпизоду и посвящена выставка.

Здесь всего 10 картин, еще 8 остались на выставке в Италии. В работах Ксения Сорокина создала графические образы слов из «персидского» периода жизни Велимира Хлебникова: гюль - цветок, пуль - деньги, шире - маковая соломка. Хлебников смело вписывал их в свои произведения на русском языке, естественно, не объясняя, наравне с неологизмами и палиндромами.

«Я люблю эту работу, потому что здесь есть слова "Разин" и "Евразин". Это придумал мой приятель. Это связано с текстом Хлебникова, потому что он пишет: "Я - Разин напротив и Разин – навыворот», то есть, как известно, Степан Разин хотел утопить княжну, а Хлебников ее, наоборот, спасти. В то же время, если прочитать слово "Разин" наоборот, получается "низар" – и это первый человек на арабском», - рассказывает художница Ксения Сорокина.

 «Гуль Мулла» - в переводе с персидского - «священник цветов». Так в Персии прозвали Велимира Хлебникова. Он всюду появлялся в одной и той же рубашке. Персы даже подарили поэту халат на смену. Художница не прошла мимо этой детали, даже усилила ее. Прошлым летом Ксения побывала в Иране в тех местах, где жил Хлебников.

«Хлебников, как и многие поэты его времени, авангардисты, не был освобожден от этого дискурса ориентализации. Он восхищался Востоком как страной, которая прекрасна, как роза, где женщины ходят, как запечатанные бутылки вина», - говорит Ксения Сорокина.

«Словарь Гуль Муллы» выполнен в технике линогравюры, как и полагается рукотворным изданиям.

«Если бы Хлебников хотел, чтобы его образы обрели визуальную форму, то он сам бы занялся живописью. Видимо, он ждал от своих читателей: от современников и жителей будущего, которыми мы являемся, какой-то собственной интерпретации, какого-то личного взаимодействия с его текстами», - отмечает директор Музея Вадима Сидура Ярослав Алешин.

Ксения Сорокина родом из Астрахани. Из тех же мест и сам Хлебников. Познакомилась с его текстами в 14 лет. С тех пор удалось узнать его не только как поэта, но и понять как человека. Говорит, они бы подружились. И одну картину написала как продолжение разговора с «королем времени» Велимиром Хлебниковым.

Новости культуры

Читайте также:
Велимироведческий отчёт к 130-летию со дня рождения поэта