01.12.2015 | 11:21

В Летнем саду Петербурга решают вопрос о сохранении скульптур в зимний период

В Петербург пришла зима. И это стало поводом для жарких споров – стоит ли укрывать скульптуры Летнего сада. Несколько лет назад мраморные статуи, украшавшие аллеи сада, заменили копиями. Но и их стараются уберечь от непогоды, укрывая на зиму деревянными коробами. Понятно, что такой «зимний гардероб» Летний сад не украшает. К тому же эксперты полагают, что материалу, из которого выполнены скульптуры, снег и ветер не повредят. А значит прятать статуи от посетителей бессмысленно. Удастся ли найти компромисс – пока не ясно.

Следы разрушения на каррарском мраморе оставили не только люди, но и петербургский климат. Почти триста лет вместо солнца родной Италии на прочность шедевры проверяют северные ветра и дожди.

«На свежем воздухе, в нашем климате, тем более у нас экология не слишком идеальная, не как во времена Петра I, скульптура мраморная приходит в негодность», - говорит экскурсовод Русского музея Евгений Соболевский.

Укрывать на зиму скульптуры специальными футлярами – традиция, которой без малого 200 лет. Но теперь деревянные короба прячут, как выражаются критики, высокохудожественный химпром.

«Некоторые задают вопросы, почему мы закрываем копии. Потому что это художественные произведения, они имеют не только коммерческую стоимость, но это полноценные художественные копии, которым стоять и стоять в Летнем саду», - считает хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова.

Хранитель скульптуры Летнего сада призывает любить оригиналы и все-таки ценить копии – ведь суровый климат может испортить искусственный мрамор. Впрочем, заявляют эксперты, перепады температур и высокая влажность граниту и бронзе тоже не на пользу. Почему бы в Петербурге не заложить новые традиции? Не прятать статуи Летнего сада, которые зимой могли бы чуть сгладить впечатления от оголенных инженерных конструкций – трельяжей и берсо. А еще – деликатно подсветить копии. Все три столетия зимними вечерами в Летнем саду гуляют в полной темноте.

«Вы в темноте идете, а там статуи сияют - возник бы театр своего рода. А так это выглядит как брошенный театр. Все уехали на гастроли, как птички летние улетели, и одни вот эти гробики стоят», - говорит сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Лепорк.

Но ломать вековые традиции в Летнем саду не намерены. Фонарей здесь не будет. Петербург – город белых ночей, говорят в музее. И ждать, кажется, осталось недолго, но зима в Северной столице все равно длиннее лета.

Новости культуры