27.11.2015 | 12:30

Выставка "Избирательное сродство" посвящена поиску человеком своего места в мире

Как оставаться человеком перед лицом драмы истории? Вопрос, который философ Ханна Арендт задавала в книге «Удел человеческий», лёг в основу одноименного проекта, цель которого – объединить художников и мыслителей из более чем пятидесяти стран мира. Совместные выставки, лекции, перформансы и мастер-классы посвящены поиску человеком XXI века своего места в мире. Первая экспозиция называется «Избирательное сродство».

Выставочное пространство напоминает кабинет биологии: на стенах схемы того, как устроен организм, рядом колышется пальма, представлены гербарии из плюща, одуванчиков и репея. Но абсолютно все здесь - обман зрения. Например, кажется, что представлена фотография космоса, на самом деле – наоборот, рисунок мелом воссоздает снимок земной поверхности. А кружевные, напоминающие снежинки полотна – реальные планы городов: Алжира, Милана и Вены. Художница вырезала их скальпелем несколько лет.

«Для меня было важно показать взаимосвязь человека и природы. Эти планы городов на самом деле похожи на клеточное строение человека. Это красота того, что постоянно находится перед нами и что, кажется, красоте себя не предназначает», - говорит итальянская художница Элизабетта Ди Маджио.

Решив открыть подлинную красоту водяных лилий, художница забрала из Ботаничесокго сада города Падуя три огромные кувшинки, выскребла скальпелем всю листовую плоть так, что теперь эти лилии напоминают план средневековых городов Европы. То, что природа любит скрываться, считает и Кристиана Лёр из Германии. С помощью розеток чертополоха, семян тополя и даже конского волоса она создает архитектурные объекты.

«Мое творческое мышление не отделимо от природного ландшафта. Весь материал я набираю во время прогулок по горам Тосканы, потом я их перерабатываю так, чтобы можно было создать абсолютно новые формы», - рассказывает художница из Германии Кристиана Лёр.

Выставка «Избирательное сродство» - поиск новых границ человеческого и природного. Название отсылает к одноименному роману Гёте, где все человеческие страсти он описывал через химические процессы. Вот и бревна висят не просто так. С помощью ветра они создают природные звуки.

«Я назвал работу "Большая церемония", тем самым я хотел отпраздновать существование такого материала, как дерево. Оно очень быстро стариться, и мне было важно показать, как оно может трансформироваться», - говорит художник из Швейцарии Александр Жоли.

Подобные выставки – отправные точки для последующего анализа. Проект будет разделен на 7 тематических секций, которые включают симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы и даже поэтические чтения. Первую секцию - «Границы человеческого» - посвятили поискам современного определения слова «гуманизм».

Новости культуры