26.11.2015 | 12:51

Спектакль о поисках смысла и звука завершил "Сезон Станиславского"

Зрители заключительного спектакля фестиваля «Сезон Станиславского» собственными глазами наблюдали процесс рождения музыки из странностей жизни. Молодой режиссёр Самуэль Ашаш привёз в Москву «Фугу» – загадочную и остроумную постановку, в которой божественной красоты мелодии исполняют чудаки, заглянувшие на огонёк к одинокой сочинительнице. «Фуга» – не опера, но актёры на репетициях были как настраивающиеся инструменты, признаётся режиссёр.

Специально для своего спектакля французский театр из города Валанс привёз с собой девять тонн кварцевого песка – он имитирует снежную долину и скрипит, кстати, действительно как снег.

Главные герои этой музыкальной притчи – «не от мира сего» полярники. Собираются на полюсе, вдали от цивилизации, по разным причинам. Кто-то занят исследованиями, кто-то просто бежит от судьбы. Их поиск образно здесь выражен в поиске частоты и чистоты звука. Откуда ни возьмись, у них появляются инструменты, и начинается фуга.

«Французское слово "fugue" имеет два значения: музыкальное произведение и существительное от глагола "fuir" – "бежать", то есть "бегство". Кстати, в музыкальное понятие фуги заложен образ покидания, побега, ухода», – рассказал режиссер, музыкант, актёр Самюэль Ашаш.

История без сюжета, с музыкой, размышлениями и шутками. Немного интеллектуального цирка, который так близок французам, и музыкального театра как жанра. В обстановке почти сарая звучат и оперные голоса.
Написанных реплик мало, много импровизаций – и с текстом, и в музыке. Ведь на сцене – двое джазовых музыкантов.

«В этом спектакле поиск правильного звучания, гармонии в звучании привёл нас к вопросу о поиске чистоты и гармонии в целом в жизни. Персонажи ищут некое озеро на севере – то есть смысл, апогей чистоты. А вокруг них всё бело и пусто», – пояснил Самюэль Ашаш.

Выдумщик этого спектакля, режиссер и исполнитель одной из ролей Самюэль Ашаш этим летом представил свою «Фугу» на главном театральном фестивале Европы – в Авиньоне. На гастролях она впервые. Финальные аккорды «Сезонов Станиславского» в этом году звучат, как и то, чего добиваются герои постановки, – идеально гармонично.

Новости культуры