25.11.2015 | 11:17

В Царицыно открыта выставка "Воображаемый Восток"

Как китайская культура повлияла на создание новых художественных форм в Европе? Когда увлечение диковинками из Поднебесной пришло в Россию, как оно проявилось в русском искусстве? Об этом рассказывает выставка «Воображаемый Восток» в музее-заповеднике «Царицыно». Среди музейных редкостей - китайские научные приборы и механические игрушки, которые по приказу Петра Первого закупались для коллекции первого публичного музея - Кунсткамеры.

«Воображаемый Восток» - понятие не географическое, это история и культура. Здесь, как говорят кураторы, не реальный Китай, а скорее мир фантазий: так страну представляли в Европе с XVIII века. В семи залах Большого дворца Царицыно представлен рассказ о том, как в России возникло и развивалось увлечение Китаем.

«Мы постарались показать особый интерес к Китаю в разных проявлениях. На протяжении двух столетий он менялся. Он менял форму, всплывали на поверхность разные виды искусства. Это могла быть и архитектура, и паркостроение, как в правление Екатерины Великой. Это мог быть роскошный фарфор и бронза и не только XVIII века, но и середины XIX века», - рассказывает куратор выставки Ольга Соснина.

Впервые Китай в русской культуре появляется необычно. Начало этой истории положила риза из китайского шелка. Для XVIII века церковная одежда с вышитыми драконами – решение неожиданное. Неподалеку представлены редкости из Поднебесной из собрания Кунсткамеры. Воображаемый Восток - и на фарфоровых тарелках: собака с крыльями дракона, растения, сортов которых нет. Произведения в китайском вкусе или по-другому в стиле шинуазри, что в переводе с французского означает «китайщина».

«Самый безумный интерес к Китаю связан с XVIII веком, когда Европа попыталась овладеть секретом производства фарфора. Китайские предметы, привезенные кораблями Ост-Индской компании, были безумно дороги, и в Европе начали создавать вещи а-ля Китай», - отмечает директор музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко.

Зал выполнен в китайском дворцовом стиле. На такие приемные в XVIII и XIX веках была особая мода. Из императорских резиденций увлечение Китаем перекочевало в дома русской знати. Купцы привозили чай, шелка. Но представление о фантазийной стране сохранялось.

Чтобы понять, насколько тема Востока была популярна в царской России, достаточно взглянуть на предметы обихода. В первой трети XIX века воображаемый Китай в работе русских мастеров отразился на небольших изящных вещичках: это и чайные чашки, и кошельки, вышитые бисером.

По соседству с музейными раритетами – современные фантазии о Китае. Инсталляция «Волшебный фонарь» создана сотрудниками музея. Рисунки - копия росписи русского фарфора XVIII века.

«Волшебный фонарь понимался в Европе как чудесное изобретение, имеющее отношение к Китаю. Поэтому назвав так зал и продолжая фантазии XIX века, мы оттолкнулись от реального культурного феномена. Это театр теней», - говорит куратор выставки Ольга Соснина.

Экспонаты для выставки привезли из 13 музеев Москвы и Петербурга. Среди них - Эрмитаж, Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царское Село». Этот Китай не тот, который в XXI веке стал нарицательным для русских. Здесь дух и время, вдохновение страной.

Новости культуры