21.02.2011 | 12:22

"Ветер шумит в тополях" в Театре имени Вахтангова

В Театре имени Вахтангова все готово к премьере. Новая работа Римаса Туминаса - «Ветер шумит в тополях» по пьесе француза Жеральда Сиблейраса. Репетиции шли больше полугода. Драматург определил жанр своего произведения как «героическую комедию». А в постановке Туминаса получилась трагикомедия с элементами абсурда. Это история о странных обитателях приюта, которые пытаются ответить на вечные вопросы и мечтают о том, что уже никогда не случится. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

«Ветер в тополях» должен был прошуметь на сцене Театра Вахтангова лет 7 назад. Уже и актеров на три главные роли подобрали. Владимир Этуш, Юрий Яковлев и Михаил Ульянов. Не нашли только режиссера, способного поставить пьесу одновременно и психологическую, и абсурдную, и на классические темы. Римас Туминас признается: и ему было не просто.

«Так хотелось всем актерам выколоть глаза. Выколоть всем, всей труппе глаза, чтобы начали видеть жизнь», - говорит Римас Туминас

До мер радикальных, конечно, не дошло. Но покопаться в психологии актеров пришлось детально. Те в свою очередь постигали внутренний мир самого Туминаса.

«Чтобы с ним полноценно работать, нужно его изучать, - говорит актер Максим Суханов. - Нужно изучать его язык, его ассоциации, его метафорический язык. Даже скажу, что нужно изучать его состояние, когда он молчит».

На сцене трио, где каждый солист. Исполняет свою партию, часто не слышит другого. Место действия – не то дом престарелых, не то богадельня, не то санаторий. Возраст персонажей в пьесе – далеко за 70. Для Туминаса он понятие условное. Эти опрятные вроде бы старички то прихрамывают и думают о смерти, то пускаются в пляс, рассуждают о женщинах и до безумия хотят жить.

«Мы просто не пошли по этому пути, чтобы просто сыграть старика. Мы все-таки играем какие-то мысли, какие-то думы», - говорит артист Владимир Симонов.

От мыслей и дум персонажей в этом спектакле ничто не отвлекает. Оформление сцены аскетично и построено на символах. Герои – ветераны первой мировой – каждый день встречаются на террасе, похожей на кладбище. Они связаны одной нитью, трое, словно в лодке, не считая, собаки. Она – то ли сторожит покой, то ли не пускает на свободу – туда, где тополя постоянно шумят – как символ вечной жизни.

«Три персонажа на сцене – это один человек, - говорит артист Владимир Вдовиченков. - Если его собрать, то это получится один человек, со своими проявлениями, со своей агрессией, негодованиями. Человек, который растерянный, который не знает, что ему делать».

Туминас этих потерянных людей называет «людьми театра». Признается: он всегда на их стороне. Даже если им так и не удастся вырваться за пределы своей террасы и собрать по кирпичикам собственные жизни.