28.08.2012 | 09:46

Выставка "Великие русские победы в медали и гравюре" открылась в Москве

Инвенция – музыкальный термин, который практически, не используется в других областях. Хотя, по сути, инвенция – открытие, изобретение, необходимая часть любого искусства, в том числе и прикладного. Русские и французские медальеры эпохи Наполеона в совершенстве владели навыками инвенции, можно сказать, сочинения наград. К 200-летию войны 1812 года выставку «Великие русские победы в медали и гравюре» представляет Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Обе стороны каждой медали рассматривали корреспонденты «Новостей культуры».

Всего 8 миллиметров в диаметре имеет самая маленькая медаль на этой выставке, но и на ней, по словам кураторов, умещается история этого грандиозного и значительного события. 200-летний юбилей которого, по словам, Ирины Антоновой, стал хорошим поводом, чтобы показать уникальную коллекцию медальерного искусства Пушкинского музея, о которой до сих пор мало кто знал.

«Конечно, этот материал у нас был всегда, но мы никогда не показывали русские и европейские события, собственно, вместе», – говорит директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Антонова.

Большинство экспонатов, конечно же, посвящено теме войны и двум ее главным героям – Наполеону и императору Александру Первому. С обеих сторон, искусство медальеров, если так можно выразиться, представлено во всеоружии. Лучшие художники Франции и России, а на последних этапах войны и союзники – придумывали памятные медали, отражающие ход военной кампании. Вот, например, медаль на завоевание Наполеоном Верхнего Египта. На этом стенде вообще все медали посвящены исключительно победам Наполеона. Центральное событие – Бородинское сражение запечатлено и в русской, и во французской медали, но, кончено, по-разному.

«Мы показываем рядом три медали, – рассказывает куратор выставки Юлия Краснобаева. – Две из них работы французских мастеров и одна из русской серии. Здесь античные сюжеты – Геракл сражается с двумя противниками. И над этим реет французский орел. Геракл символизирует победителя».

Рядом – совсем скромная медаль. Подчеркнуто скромная. Тут главное – само событие. Взятие Москвы. Кремль и торжествующая надпись на французском.

Медальеры обеих стран соревновались не только в количестве и качестве, но и в скорости изготовления медалей. Но тут иногда возникали казусы. Например, на этой медали изображено событие, которого никогда в действительности не было. Вот тут на французском написано «французская армия на Волге, 1812-й год».

Уже после победы над Наполеоном в большом количестве стали появляться медали, прославляющие победу русского оружия и лично императора-освободителя. Одну из медалей, точнее, штемпель для нее, своими руками изготовила императрица Мария Федоровна.

«Она резала, вот Мария резала, вот никто не может поверить в это, но медаль подписана самой императрицей: «Мария р.», – показывает Юлия Краснобаева. – Она училась у Леберехта, у одного из самых известных медальеров».

Штемпель для этой медали был вырезан императрицей еще в 1814-м году, после триумфального возвращения Александра из Парижа, а спустя 10 лет она заказала эту медаль из платины к 50-летию Александра, который, увы, скончался в возрасте 47 лет.
На выставке впервые демонстрируются и редкие экспонаты из коллекции графики на тему войны 1812-го года. Неожиданным подарком для пушкинского музея стала памятная медаль, которую преподнесло в дар Московское общество нумизматики.

Все материалы темы>>>