21.11.2015 | 17:50

Музыкальный театр имени Наталии Сац отмечает юбилей

Невозможно даже предположить, что кто-то в театральном мире не усвоил предписание Станиславского о том, как надо играть в театре для детей – так же как для взрослых, только лучше, тоньше, культурнее, совершеннее. Музыкальный театр имени Наталии Сац вообще только так и работает, с первого дня существования – уже пятьдесят лет. Сегодня – юбилей. Полвека театр служит самому искреннему и благодарному зрителю – детям.

Маленькая девочка не могла уснуть: сквозь тонкую перегородку она слушала музыку – увертюру к «Синей птице», - знаменитому спектаклю Московского Художественного театра. Автор музыки – Илья Сац, отец девочки. Синяя птица – это птица счастья, - объяснял он дочке. – Вот только поймать ее невозможно. «А я, когда вырасту, поймаю!», - обещала Наташа.

Та самая синяя птица приземлилась на Юго-Западе Москвы. Это символ первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей – Театра имени Наталии Сац.

Сцену театра сковал мороз. Идет репетиция оперы Михаила Красева «Морозко». Именно этим спектаклем 50 лет назад открылся детский музыкальный театр. Для многих тогда – затея безумная. Ведь принято считать, что опера и балет – это искусство для взрослых. Может быть, поэтому у театра 15 лет не было своей сцены. Приходилось скитаться по разным площадкам, клубам, где дети встречали не всегда хорошо.

«Бывало, выйдешь на сцену и такой хороший хоровой уууу, такая была встреча, дескать, чего она тут выползла. Спрашиваешь: «А вы любите оперу?» Они все дружно кричат: «Нет!». Вот это надо было преодолеть, надо было доказать», - вспоминает заведующая литературно-педагогической частью Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац Роксана Сац.

Наталия Сац упрямо стояла на своем: ставила масштабные и сложные спектакли, опровергая мнение, что опера – не для детей. Часто сама сочиняла либретто, а музыку к постановкам писали лучшие композиторы. Самый знаменитый пример, - «Петя и Волк», первая в мире симфоническая сказка для детей. Сергей Прокофьев написал ее по заказу Сац.

Главное правило Наталии Сац остается для театра незыблемым: «Никогда не "заигрывать с публикой"». Спектакли по балетам дягилевских «Русских сезонов», «Репетиция оркестра» по мотивам фильма Феллини. А оперу Генделя «Альцина» в театре играют для детей, которые еще только готовятся к появлению на свет. Ставить эксперименты помогают признанные мастера оперы и балета – Борис Васильев, Андрис Лиепа, Дмитрий Бертман.

«Ребенку это нужно. Ну, вот он не хочет пить витамины, рыбий жир, но это ему нужно, чтобы формироваться нормальным человеком, точно так же нужна и высокая культура - Моцарт, Чайковский, Стравинский. Во-вторых, дети как раз с наслаждением смотрят спектакли со сложной музыкой. Они не догадываются, что Прокофьев или Шостакович - это сложные композиторы, они разговаривают с ними на одном языке», - считает художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян.

Здесь не только учать понимать язык оперы, здесь детям открывают тайны театра. В Дни открытых дверей - юные зрители не просто оказываются за кулисами, они помогают создавать спектакли, обсуждают проекты, помогают делать декорации и костюмы. Так что каждый спектакль Театра Наталии Сац - это совместное творчество актеров и зрителей. 

Новости культуры 

Читайте также:
На "Худсовете". Георгий Исаакян