20.11.2015 | 10:07

В Минске открылся Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии

В Минске открылся Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии. Со времени первого – в Кишинёве – прошло 3 года. Форум имел большой резонанс –  он помог общению актёров, режиссёров, сценографов, драматургов из разных стран, завязались новые творческие контакты. Организаторы возлагают большие надежды и на встречу в белорусской столице. В конкурсе – постановки по произведениям национальных авторов, по мировой классике и современной литературе. 

Пасмурной и дождливой погодой встречает Минск гостей и участников театрального форума. Но отношение к этому меняется, когда узнаешь о главном символе смотра. Призы фестиваля - в виде зонтика. И на афишах и растяжках, что висят по всему городу, – молодые режиссеры стран Содружества, Балтии и Грузии собираются под зонтом.

С одним из инициаторов смотра – Валерием Шадриным – корреспонденты «Новостей культуры» встретились в самой красивой и древней части Минска. Это Площадь Свободы с Ратушей XVI века. Опытный устроитель фестивалей, директор Международного чеховского фестиваля, Шадрин рассказывает, что Союз театральных деятелей России задумал такой форум чуть ли не сразу после распада СССР. На реализацию первого – в 2012 году в Молдове – ушло несколько лет. Этот в Минске тоже готовили долго.

«Было желание сохранить театральное пространство бывшего Советского Союза. С момента распада Союза, конечно, связи творческие в странах СНГ очень слабенькие стали, и, конечно, заботимся о том, как будет новое поколение, разделенное государственными границами, общаться дальше», - отметил президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин.

Отсюда два главных условия форума: географическое и возрастное. Из Эстонии, Грузии, Латвии, Таджикистана приезжают режиссеры-постановщики не старше 35 лет. За неделю фестиваля жюри увидит 13 спектаклей из разных стран и на разных языках.

«Этот спектакль не на чисто азербайджанском языке, он на тюркском языке, на этом языке сейчас не говорят. То есть тот язык, на котором общались предки. Мне захотелось, чтобы зритель прислушался к этому языку, для меня важно в этом спектакле дотронуться до первобытной поры. Этот язык я хочу, чтобы больше уловили на уровне духа, скорее всего. Должна произойти связь невербальная», - считает режиссер Микаил Микаилов (Азербайджан).

Этномюзикл из Азербайджана под названием «Божественная игра» – первый спектакль в афише форума – скорее, его исключение. Все остальные постановки не на русском языке будут идти с субтитрами. Впереди – трагедия Еврипида на грузинском, «Трамвай "Желание"» по-казахски, «Калигула» Камю из Литвы…

«Общение, конечно, идёт на русском – это тоже проблема, у нас многие критики целого ряда стран СНГ могут так легко и профессионально разобрать спектакли на русском языке, а английский никто не знает так серьезно, чтобы можно было на нём вести дискуссии… Да! Для сохранения русского языка - это тоже очень важный момент», - считает Валерий Шадрин.

Для проведения форума в Минске выбрали четыре площадки из десяти крупных театров столицы Белоруссии. Директор одного из них – Республиканского театра белорусской драматургии – в этом году руководит и всем смотром.

«Он, наверное, - больше, чем просто фестиваль, на который приезжают показать спектакли. Это возможность пообщаться молодым драматургам, режиссерам, критикам, художникам. И, возможно, на этом форуме могут появиться, как и на прошлом, который проходил в Кишинёве, новые совместные проекты», - считает директор II Молодежного форума стран Содружества, Балтии и Грузии Владимир Карачевский.

Такая копродукция может зародиться на форуме во время семинаров молодых сценографов, круглого стола критиков, воркшопа режиссеров. Программа столь насыщенна, что на то, чтобы расстраиваться по поводу ненастья за окном – просто нет времени.
 

Новости культуры