22.02.2011 | 11:13

Выставка "Феллини. Гранд-парад"

«Человек, обретающий способность летать, – вот сюжет, страстно интересовавший меня с юности», - говорил Федерико Феллини, но фильма на этот сюжет так и не снял. Бесконечным полетом воображения стала собственная жизнь киноноватора XX века. Более пятисот документов, среди них - фотографии, афиши, рисунки и даже сновидения великого режиссера – собрала выставка «Феллини. Гранд-парад». Экспонаты предоставили более двух десятков государственных и частных фондов, архивов и коллекций мира. Триумфальный дебют экспозиции состоялся в Париже в 2009-м, и желание принять ее уже выразили многие музеи Европы. Но первым стал Мультимедиа артмузей на Остоженке, где «Гранд-парад» пройдет в рамках Года Россия-Италия. Рассказывают «Новости культуры».

 

Люди были готовы на все, чтобы сниматься у Феллини. «Я встречусь с любым желающим», - писал он в газетах. И это производило фурор.

«Как сам он вспоминал, приходили тысячи человек, и с ними естественно полиция. Потому что была невообразимая давка. Но он встречался со всеми», - рассказывает заместитель директора музея «Московский дом фотографии» Ольга Нестерцева.

Он осматривал тысячи, чтобы выбрать двоих на промежуточную роль. Кастинги - в довольно жесткой форме - он выбирал «того нужного», как хорошую лошадь. А фотографии всех остальных делил на группы: «экзотические личности», «отвратительные лица», «наивные и смешные девочки». Его любили актрисы, журналистки, парикмахерши и секретарши.

Но, пожалуй, главным источником вдохновения была первая и единственная жена Джульетта Мазина. У четы не было детей - один умер еще до рождения, другой - сразу после. Фильмы были их детьми, о чем Феллини часто говорил журналистам.

Именно для нее – для своей Джульетты - он задумал фильм «Дорога», картину про девочку-старушку. После премьеры Мазину единодушно признали гениальной актрисой, называя «Чарли Чаплином в юбке».

После «Дороги» Феллини записывают в католические кинематографисты, но все меняется после выхода в свет фильма «Сладкая жизнь». «Дольче вита». Картина вызывает гнев церкви. И огромный успех у зрителей. «Волшебные мгновения, которые хочется пить, как сладкое вино», - так говорил о картине сам Феллини.

«Именно в фильме «Сладкая жизнь» одного из фотографов у него зовут Папараццо. Фильм вышел - имя стало нарицательным, пишется с маленькой буквы, и пишется папарацци», - объясняет заместитель директора музея «Московский дом фотографии» Ольга Нестерцева.

Феллини был фантазером, обычная жизнь казалась ему слишком скучной, и он увлеченно раскрашивал ее яркими красками. Все свои идеи он рисовал и записывал. А затем воплощал в фильмах. Уникальный экспонат, представленный на выставке, книга сновидений Феллини.

«Проект очень востребованный, и на него сейчас просто стоит очередь. Здесь привлечены 28 разных коллекций. Привлечены итальянцы, французы швейцарцы. Это и кинотека Болоньи, и Фонд Феллини в Риме», - говорит Ольга Нестерцева.

Человек, которого никто не учил кинематографу, оказался универсальным гением: он гениален как художник, режиссер, драматург, поэт, музыкант и мыслитель. Его идеи подхвачены и продолжены.

Когда Италия хоронила Феллини - многотысячная толпа аплодировала. Движение в Риме было остановлено. Жена пережила его всего на пять месяцев и попросила похоронить ее с фотографией Федерико в руке.

Читайте также: 90 лет со дня рождения Джульетты Мазины