17.11.2015 | 10:27

В Музее имени Бахрушина представлена экспозиция о Майе Плисецкой

«"Беззаконная комета" Майи Плисецкой» - так в Театральном музее имени Бахрушина назвали выставку, посвященную 90-летию со дня рождения балерины. Точное определение для великой Майи – независимой и неистовой, презиравшей правила, ломавшей каноны, создававшей не только собственный стиль танца, но фактически целый мир с совершенно особой эстетикой и атмосферой.

У нее было имя исчезнувшей цивилизации - Майя - и фамилия, которую знал весь мир – Плисецкая. Ее легендарные партии, с которыми она ворвалась в балет, были сделаны не благодаря, а вопреки. Под запретом была ее Джульетта - слишком чувственная. Провокационное «Болеро» Бежара. Про «Леду» в Советском Союзе не знали.

«"Леду" мы не видели, потому что она была здесь запрещена. Я ее увидел только в записи, когда нашел польскую запись, как они с Хорхе Донном танцевали знаменитую "Леду"», - рассказывает Андрис Лиепа.

Плисецкая со своим стальным характером, казалось, всегда была в оппозиции, отстаивая право на роли и свою интерпретацию.

«Кармен» Альберто Алонсо поставил специально на Майю Плисецкую. Балет тогда не приняло консервативное общество, слишком чувственный танец, слишком провокационные костюмы. Вопрос даже вызывала длина туники, а сейчас это уже классика.

Музыку к балету написал муж балерины Родион Щедрин. Потом были «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка». Делать костюмы на Плисецкую было трудно, признается художник Борис Мессерер, слишком требовательна и придирчива была балерина. Но ее перфекционизм произвел впечатление на Ив Сен-Лорана и Пьера Кардена. Плисецкая до последнего оставалась любимой моделью Кардена.

«Она обладала удивительным даром их носить и подавать. Многие говорили, что самое гениальное, когда она кланяется», - говорит Владимир Васильев.

Родители Плисецкой были репрессированы: отец расстрелян, мать сослана в ссылку в Казахстан. Брат балерины Азарий Плисецкий помнит первую встречу с ней.

«Я помечу-то помню себя на кровати в длинной ночной рубвшке танцующим лезгинку, и она мне хлопала, и я на кровате прыгал. Это первый контакт с Майей - через танец», - вспоминает Азарий Плисецкий.

Танец Плисецкой пытались запечатлеть многие. Владимир Шахмейстер видел спектакли Плисецкой сотни раз. Рисовал на ходу полусилуэты тушью и пером.

«Это неподготовленное стихийное движение, которое возникало из ничего, и вдруг оно захватывало тебя так, что дальше ты просто растворялся в этом», - говорит Владимир Шахмейстер.

Плисецкая была идеальной моделью. В мастерской Виктора Митрошина даже приложила руку к восковой скульптуре, добиваясь точности в изгибе ноги. Ей хватило чувства юмора оценить свой портрет с огромными ресницами и вытянутой шеей.

«Когда я его привез, они с Родионом Константиновичем увидели, сказали: "Какая лошадка". Я говорю: "Правильно, Майя Михайловна. Вот пока Вы скачите, это и есть жизнь", - рассказывает скульптор Виктор Митрошин.

В каждом образе Плисецкой чувствуется ее сила и страсть. Она до последнего сохранила жажду жизни и ощущение молодости.

20 ноября – 90 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой. К этой дате в эфире телеканала "Россия К" – гала-концерт "Ave Майя" (20 ноября, 22:30 и 23:55) в Большом театре России, программа "Линия жизни" (20 ноября, 21:40), документальный фильм "Стихия по имени Майя" (21 ноября, 20:40), концерт "Я, Майя Плисецкая…". Легендарные выступления" (21 ноября, 13:35)спецвыпуск ток-шоу "Сати. Нескучная классика..." (16 ноября, 20:05) и балеты с участием балерины.

Новости культуры

Читайте также:

К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой