28.08.2012 | 10:27

Сегодня исполняется 65 лет Юрию Беляеву

Прежде чем стать актером, он перепробовал много профессий – инструктор ДОСААФ, дворник, грузчик, рабочий в постановочных мастерских МХАТа. В Щукинское училище Юрий Беляев поступил только с четвертого раза. Но своими ролями в кино и на сцене убедительно доказал, что именно в этом его призвание. Самокритичный, требовательный, мастер редко дает интервью и не любит отмечать дни рождения. Признается - «в этом, если хотите, и есть мое отношение к себе». Сегодня Юрию Беляеву исполняется 65 лет. Рассказывают «Новости культуры».

В черном плаще, с пером на шляпе, когда оседлает Ролана, любимого коня самого герцога Анжуйского – скажут, актер Беляев и правда – граф, прямая спина, безупречная выправка, в седле словно целую вечность. А он сам вдруг признается – не учился, и вообще-то не может, но увидев лошадь, все-таки не удержится.

Верхом и с препятствиями, после графа де Монсоро, на коне еще разъезжал атаманом – в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, режиссера, у которого сыграл одну из своих главных и самых важных ролей. В фильме, где одно название так о многом многим уже говорило – в еще советском 87-ом – как жить, «Единожды солгав», рисовать комиссаров под нимбами, и для чего оно вообще нужно – искусство.

«Для меня сегодня достаточно будет того, что если любое проявление искусства, если это искусство вообще, немножко взволнует человека, хотя бы чуть-чуть. Чуть-чуть сдвинет его с обычного состояния, – говорит Юрий Беляев.

Не просто любимым – наслаждением, назовет почти эпизод, роль вроде небольшую по экранному времени, но для него самого почему-то значит так много – узнаваемый профиль, та же идеально прямая спина, и уже офицерская выправка – адмирал Колчак в «Моонзунде».

Про эту сцену в «Слуге» попросит – не спрашивать, не помнит ничего кроме паники, за спиной – полный зал, впереди – хор и оркестр, он сам без музыкального образования и без слуха, а ему и правда предстоит дирижировать.

Один из самых знаменитых перестроечных фильмов, блестящий дуэт, где один становится не просто слугой-рабом, другой словно создает, придумывает своему рабу-слуге жизнь. Какой путь пройден от водителя партийного босса до успешного дирижера, и через что они прошли, и даже прыгнули вместе. На «Мосфильме» в кабинете у режиссера Абдрашитова до сих пор раскадрованная фотография той самой сцены, но как это все было снято – честно говорит – не выдаст, главное все же – другое.

«Он блестяще сыграл в «Слуге», – считает Владимир Абдрашитов. – Блестяще, очень сложную роль и совершенно неожиданным образом оказался в «Пьесе для пассажира», где у него совершенно другая в каком-то смысле, если так можно говорить, противоположная роль».

35 лет отдал Таганке, в театре «Эрмитаж» выходил каким-то непохожим на других, необычным Протасовым, постигал поразительного, необъяснимого, не человека – а что-то по имени Азеф, в «Белой овце» играл непостижимого, невероятного Хармса, но как-то скажет – так и не смог сыграть.

«Мне кажется, у него получилось, – говорит народный артист России, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин. – Он в этом не уверен, потому что он всегда интеллекутально и как человек такой, снизу смотрящий на великое, он не верит в себя в этих обстоятельствах».

Те, кто знает его близко – говорят – свою профессию выстрадал, пришел не сразу, прошел к ней через многое. В кино и театре сыграл непохожее, разное, но на все свои роли, и главные и эпизоды, смотрит все также, критически и до сих пор убеждает – не может держаться в седле, но за этим «не может» – целых 10 минут завороженно наблюдал весь подмосковный парк.