14.11.2015 | 19:37

На Мальте проходит биеннале христоцентричного искусства

Если пройти в восьмиугольный двор Михайловского замка в Петербурге и зайти за статую императора Павла, то на спинке его трона можно увидеть огромный мальтийский крест. Символ неожиданный только для тех, кто подзабыл страницы русской истории. Русский царь, правнук Петра Великого был Великим магистром старейшего в мире рыцарского ордена. И хотя планам Павла по присоединению Мальты к Российской империи не суждено было сбыться, эхо тех событий слышно до сих пор.

На маленьком, но очень заметном и очень знаменитом острове в Средиземном море начинается Биеннале современного искусства. В мировом календаре культуры это событие выделяется тем, что к словам «современное» и «искусство» добавлен эпитет «христианское». Несколько российских художников принимают в нём участие. Биеннале продлится до конца января – времени достаточно для того, чтобы опрокинуть представление о бездуховности contemporary art (современного искусства). Впрочем, организаторы утверждают, что даже для атеистов и для агностиков посещение форума будет «душеполезным».

Мдина -  историческая столица Мальты, древнейшее поселение – около 4 тысяч лет. Сегодня это город-музей.  Сами мальтийцы называют Мдину «молчаливым городом», время здесь будто остановилось. Согласно поверьям, в Мдине бывал апостол Павел, который и принёс на остров учение Христа. Поэтому именно в этом городе и было решено проводить биеннале христоцентричного искусства.

Официально биеннале существует с 1992 года, но только в этом - она приобрела международный статус, изменилась структурно, стала масштабнее. И впервые современное искусство представляется не только в местном музее, но и в главном кафедральном соборе Мдины. Небывало рискованный шаг для католической Мальты.

Собор святого Павла  был построен в первые годы XVIII века  на месте разрушенного после землетрясения норманнского собора. Считается, что  именно на этой территории первый епископ Мальты встречал апостола Павла. Этот собор для мальтийцев одна из главных святынь. Куратор Джузеппе Шембри Боначи, который, кстати, пять лет прожил  в России, говорит, что жёсткого контроля, цензуры  со стороны церкви не было: «Я думал, что будет хуже. Оказалось, я боюсь сглазить, потому что сегодня уже были проблемы, но пока я могу сказать, что очень удивлен, тому что церковь открылась».

Биеннале этого года поднимает тему духовности. Художникам из более десятка стран предложили поразмышлять над метафизическими вопросами, например: возможна ли духовность без религии, что такое свобода, и может ли в одном зале гармонично существовать искусство религиозное и светское?

Среди участников кафедральной Биеннале современного искусства есть и русские художники. Например, арт-группа «Мастерская на горе». В её составе – пять человек – православные и католики, есть даже священнослужитель. Они работают с актуальными медиа, но провокация – не их метод.

Галина Москалёва, художник: «Мы хотим нести мир и радость, поэтому агрессия это не наша стезя».

Вместе они уже семь лет. Работают много, выставляются часто. С церковью - католической и православной - сотрудничают, понимание хоть и возникает, но довольно сложно. К христианским сюжетам, пересказанным  на языке современного искусства, относятся с опаской.

Художник Светлана Гайван, отвечая на вопрос о том, есть ли моральные рамки - как можно и как нельзя изображать Христа, говорит: «Я могу о себе рассказать, я художник, в том числе художник-иконописец. Я вижу разницу между литургическом искусством и искусством духовным. Через иконы мы молимся, а картина - это воплощенная молитва. Они работают вместе, но я не ставлю это на место литургического искусства».

Больше всего работ на кафедральной биеннале в Мдине – российского художника Гора Чахала. Он - одна из главных фигур в современном искусстве, кто работает с темой христианства. Его знаковые и новые проекты представлены и в музее, и в Соборе святого Павла. Работа «Пирамида снов», которая отсылает к христианскому представлению о смерти как о временном упокоении, сне, украшает переднюю стенку одного из алтарей. На другом алтаре - мультимедийная инсталляция «Имя Бога». Художник с радостью согласился участвовать в биеннале, говорит, это один из самых показательных примеров того, как развивается диалог церкви и современного искусства в Европе. Осторожно, сдержанно, но с абсолютным пониманием того, что контакт  неизбежен.

Новости культуры