24.02.2011 | 11:46

"Книга сновидений" Федерико Феллини в "Мультимедиа Арт Музее"

Федерико Феллини, режиссер, не то чтобы перевернувший – построивший кинематограф 20-го века, 30 лет вел психоаналитические альбомы, так называемую «Книгу сновидений». Она, возможно, самый заметный экспонат, или козырь выставки «Гранд-парад: Федерико Феллини». Впрочем, помимо нее там еще около полутысячи фотографий, рисунков, афиш, документов. Впервые эту экспозицию собрали в 2009 году в Париже. Вслед за тем в очередь на «Гранд-парад» выстроились многие европейские музеи. Но после открытия перекрестного года Россия-Италия эта выставка добралась до Москвы, до «Мультимедиа Арт Музея». Рассказывают «Новости культуры».

«Гранд-парад» - невероятно живая выставка. Все здесь звучит и играет. От первых его карикатур - Феллини начинал как рисовальщик. До последних серьезных работ. И последней - неосуществленной. Фильм «Путешествие Масторны» - история человека, оказавшегося в потустороннем мире, так и осталась лишь на бумаге.

«Мы плачем, мы хохочем, мы раздражаемся, мы восхищаемся фильмами Феллини, потому что он показал нам что мир внутри нас, - говорит директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова. – И ничего не надо чтобы его выявить, надо просто честно и открыто заглянуть в себя».

Он был номинирован на Оскар 24 раза. И получил их 8. Мировую известность Феллини принес фильм «Дорога» - о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании.

Немножко святая, немножко неуклюжая Джельсомина, ее сыграла жена режиссера, и грубый, звероподобный Дзампано чужды друг другу, но связаны одной судьбой. Феллини смог так раскрыть характеры бродячих артистов, что критики писали - «это не что иное, как драматургия поставленного под вопрос спасения души».

«Это тот случай когда Феллини как и Толстой как и Достоевский – это интернациональный мир и интернациональный миф», - говорит Ольга Свиблова.

Люди были готовы на все, чтобы сниматься у Феллини. «Я встречусь с любым желающим» - писал он в газетах.

«И как сам он вспоминал, приходили тысячи человек и с ними естественно полиция. Потому что была невообразимая давка», - добавляет заместитель «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Нестерцева

Он осматривал тысячи, чтобы выбрать двоих на промежуточную роль. Кастинги - в довольно жесткой форме - он выбирал того нужного как хорошую лошадь. Противник прямой записи звука-Феллини просил их в кадре не читать роль, а считать. К примеру: до 6-ти медленно и с горечью, а до 20 быстро и с презрением. Вызвать нужную эмоцию - главное для Феллини. Текст уже потом читали профессиональные артисты. Сфотографировать режиссера за работой – удача любого фотографа.

«Фотографии, рисунки, афиши – все в этой выставке, материал, который собран, он живет на равных правах и на равных возможностях. Фотографии со своих съемок он сделал частью фильмов. А фильмы он снял - потому что глядел на фотографии, ровно также рождались его рисунки», - говорит Ольга Свиблова.

Уникальный экспонат выставки - книга сновидений. Феллини записывал и рисовал свои сны и фантазии, а затем воплощал. Обычная жизнь казалась ему слишком скучной.

В своих фильмах Феллини радикально меняет все правила построения сюжета, разлагает структуру рассказа, переосмысливает кино. Обогатившей общемировой сленг выражениями «папарацци» - так завали героя нашумевшего фильма «Сладкая жизнь» -теперь это имя нарицательное, и собственно «дольче вита» - произносят сейчас на всех языках. Человек, которого никто не учил кинематографу, оказался гением. Его идеи подхвачены и продолжены. Его архивы и фотографии мечтают заполучить во многих городах мира. 

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России>>>