07.11.2015 | 17:34

Экспозиция "Православная Русь. Россия - Моя история" развернута в Манеже

В День народного единства, 4 ноября, в Москве в Центральном Манеже открылась выставка-форум «Православная Русь. Россия – Моя история. От великих потрясений к Великой Победе». В названии много важных слов, в тысячу раз больше – событий и судеб на самой выставке. Период исследования этих судеб – это время двух мировых войн, трех революций, вообще всей той мясорубки, военной и межвоенной. Но и тогда, вернее, особенно тогда, смерти противостояла жизнь.

Мультимедийные разработки реконструируют и детализируют грандиозные эпизоды истории Отечества, вошедшие в учебники. «История наказывает за незнание её уроков», - говорил Василий Ключевский.

Главный предмет экспонирования в этом мультимедийном проекте – не что-нибудь, а русская история. Вот почему основное концептуальное решение пространства выполнено по технологии видео-мэппинг. Это 250-метровая стена, на которой – главные события и герои с 1914 по 1945 годы, с Первой мировой – до Победы. Этот проект, как и два предыдущих, посвящённых династиям Романовых и Рюриковичей, создан силами светских и церковных историков. Но если по Романовым и Рюриковичам консенсус найти было довольно легко, то нынешний проект задевает живые струны истории. Слишком недавно всё это было и слишком хорошо отпечаталось в памяти людей. Одними из первых выставку в «Манеже» посетили президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Тогда ломались устои, рушились судьбы, жертвами жестоких социальных экспериментов становились миллионы людей. Но даже в таких суровых, сложных условиях люди жили, творили, совершали открытия и прорывы», - напомнил президент России Владимир Путин.

Задумку авторов этой выставки можно понять, только ознакомившись с подбором цитат, посвящённых событиям и героям XX века. С одной стороны, «Я низко кланяюсь Сталину», с другой – «Сталин – сгусток всех уродств». Скрытая ирония авторов экспозиции заключается в том, что положительная цитата принадлежит святому Луке Войно-Ясенецкому, который трижды отбывал ссылку, а отрицательная – бывшему однопартийцу Сталина – Троцкому.

Вспоминая прошлое, авторы не забыли и такое забавное по нынешним временам занятие, как сочинение коммунистических имен в 20-е и 30-е годы. Тут есть, например, такое: Луиджи – «Ленин умер, идеи живы». Теперь это сенсорная игра.

В центре экспозиции – Державная икона Божьей Матери. Её доставили в «Манеж» по благословению патриарха из «Коломенcкого». Она была явлена в день отречения Николая II от престола. Посетители выставки сначала подходят к ней.

«Главная сверхзадача – убрать всю шелуху вокруг истории. Потому что образованные люди читают книги, мы все закончили школу. Но до сих пор никто не может сказать, когда началась гражданская война. Ну, это же смешно, так не может быть! Огромная страна, в которой живут миллионы людей, они должны понимать свою историю», - призвал историк, куратор выставки Александр Мясников.

Экспозиция, как романы Жюль Верна, увлекательна и назидательна одновременно. Здесь можно узнать, например, что советское шампанское появилось после сакраментального вопроса одного из советских вождей: «А может ли советский гражданин после трудового дня позволить себе бокал шампанского?» Но есть и факты другого рода. Дабы из-за такого обилия виртуального контента у молодого поколения не сложилось впечатление, что все это не имеет отношения к жизни, на выставке есть несколько реальных экспонатов. Богослужебные принадлежности: потир и антиминс, которые принадлежали священноисповеднику Афанасию Сахарову. Их он использовал для совершения литургий в сталинских лагерях.

Новости культуры 

Читайте также:
Выставка из цикла "Православная Русь" открылась в Манеже