02.11.2015 | 12:28

В Нижнем Новгороде нашли фрагменты павильонов Всероссийской выставки 1896 года

Настоящее открытие международного масштаба сделал нижегородский архитектор Денис Плеханов. Он установил, что склады порта – не что иное, как фрагменты центрального павильона Всероссийской выставки 1896 года, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Специалисты утверждают, что все сооружения, возведенные для выставки, по своей ценности сопоставимы с Эйфелевой башней, а она служила входной аркой для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Главное сейчас - сохранить уникальное сооружение, которое определили под снос.

Сходство очевидно. Обнаружить редчайшие конструкции архитектору Денису Плеханову удалось случайно. В Интернете он увидел отчет об экскурсии на закрытую территорию Нижегородского порта. На фото различил фрагменты павильонов Всероссийской выставки 1896 года и сразу же отправился на место.

"Дотрагиваюсь до клепанных соединений, которые являлись характерной частью конструкции того времени - конца XIX века. Cварка еще не была изобретена, и применяли такого рода конструкции. Перевозить можно было благодаря резьбовым соединением: части раскручивались, и вся конструкция распадалась на составные части - колонны, арки - и все это в разобранном состоянии можно было перевозить из города в город", - рассказывает Денис Плеханов. 

Арки - часть центрального павильона Всероссийской выставки. В Нижний Новгород их привезли из Москвы, где в 1882 году проходила 15-я Всероссийская выставка. Так было выгодно организаторам, поскольку не надо строить все заново в другом городе. Ажурные конструкции стали частью павильона для проведения в 1896 году  уже в Нижнем Новгороде 16-й Всероссийской выставки, как оказалось, последней.

"Выставку в Нижнем Новгороде проектировали лучшие архитекторы России, и она лучшая. Можно называть фамилии архитекторов, которые знает вся Россия. Архитектор Померанцев, который проектировал знаменитый ГУМ на Красной площади. Вы видите легкие изящные конструкции - колонны в виде пальм. Вот эти ветви пальм расходятся и переходят в фермы, которые держат покрытия", - говорит профессор кафедры ЮНЕСКО при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете Татьяна Виноградова.

Выводы историков подтверждают снимки 1896 года. Сделаны они Максимом Дмитриевым, знаменитым нижегородским фотографом. Здесь и руководители выставки, и архитекторы, которые подготовили проект. Всего тогда было выстроено восемь павильонов. Судьба шести из них неизвестна, поэтому то, что осталось, особенно важно.

"Конструкция должна быть сохранена. Мы можем найти аналоги работы с такими конструкциями. Например, музей Орсе в Париже. Прекрасное здание - бывший вокзал, который превращен в музей", - говорит архитектурный критик Марина Игнатушко.

Главная задача теперь - находку сохранить. А вместе с ней и другие исторические здания на этой территории - торговые корпуса. Задача оказалось непростой, поскольку рядом строятся объекты к чемпионату мира по футболу, территорию планировали расчищать. Решение о сносе пришлось пересмотреть.

Находки имеют колоссальное историческое и культурное значение. Воссоздать такое невозможно, поэтому надо сохранить. Тогда у города появится еще одна визитная карточка.  

Новости культуры