25.02.2011 | 12:28

В Музее современного искусства открылась выставка Георгия Кизельватера

Агиография – это изучение и описание жития святых. «Проект новой агиографии» - это название и содержание выставки художника Георгия Кизельватера, которая открылась в Музее современного искусства. Тема работ известного концептуалиста и одного из основателей группы «Коллективные действия» – гибель культуры, которая ушла вместе со своими носителями. История семьи художника – как знаковый фрагмент, в котором отражена история страны в трагическом для нее ХХ веке. Рассказывают «Новости культуры».

 

Несколько лет назад художник Георгий Кизельватер случайно обнаружил переписку своих предков почти 100-летней давности. Гора писем, состоящая более, чем из сотни пожелтевших страниц. Прадед Георгия Кизельватера состоял на службе у императора Николая Второго. За несколько лет до революции по высочайшему указу он был направлен в Америку. Когда грянул 1917, семья решила не возвращаться на родину, и долгие годы общалась с оставшимися в России родственниками посредством писем. Вот середина 1916 года, письмо в Америку.

«Все эти дни у нас в Петрограде, как и по всей России, очень радостное настроение по случаю победы на Юго-западном фронте», - цитирует письмо Георгий Кизельватер.

Прошел всего год и тон писем резко поменялся. На дворе уже 17-й год.

«Конечно, к апрелю в Питере начались брожения, пробуксовки, трения между членами кабинета, но даже тогда они были убеждены, что все наладится..», - зачитывает еще одно письмо Кизельватер.

На письмах штампы цензуры, некоторые строчки замазаны чернилами – это еще работали цензоры царской России. А вот как работала Советская власть. Эти фотографии – семейные фотопортреты Георгия Кизельватера, люди без лиц – его расстрелянные родственники.
«Вот все эти люди, ушедшие в те годы, клан интеллигенции, они составляли костяк и оплот русской культуры. Культура потом резко оборвалась»

Еще царские марки и рубли, пожелтевшие фотографии. «Этот проект, – говорит Георгий Кизельватер, – не только о его семье». Выставка рассказывает об ушедших, точнее изгнанных из России людях, и о разрушающемся городе, в котором они когда-то жили. Это фотографии начала 80-х. Дома со слепыми окнами и заколоченными дверьми. Слепые души и заколоченные сердца были и у поколения, которое пришло на смену. Коллаж из дореволюционного прошлого и совсем недавнего советского. Спокойствие и уверенность в завтрашнем дне… и нервозность и озабоченность.

« Здесь типичная советская картинка, когда обремененные каким-то грузом проблем, люди всегда были чем-то озабочены», - рассказывает художник.

«Проект новой агиографии» – это попытка увидеть связь между двумя такими разными поколениями. Или отсутствие этой связи. Не случайно девиз выставки «Искусство умерло, остались документы» распадается на части как распалась когда-то советская империя.