30.10.2015 | 19:50

Условия охраны федеральных музеев изменятся 1 ноября

1 ноября, в воскресенье, для многих учреждений культуры наступит время «Ч», когда должна измениться система охраны части федеральных музеев, библиотек, архивов. Эта история началась несколько месяцев назад после объявления о том, что Министерство внутренних дел планирует в связи с сокращением своих штатов убрать вневедомственную охрану в ряде учреждений культуры. Это сообщение вызвало бурю возмущения в музейном и библиотечном сообществах. Начались обсуждения, межведомственные переговоры. Как разрешится эта ситуация – станет известно очень скоро. А пока – предыстория вопроса в репортаже нашего корреспондента.

То, что сокращение в МВД затронет культурную сферу, стало известно ещё летом. Уведомления о том, что полицейские перестанут их охранять, получили даже такие крупные музеи, как Эрмитаж. Культурное сообщество забило тревогу. Конечно, совсем без охраны учреждения никто не оставлял – в качестве альтернативы были предложены частные охранные предприятия. И снова вопросы.

«ЧОПы стоят дороже, но дело даже не в этом. Существует система конкурсов. Эта система конкурсов сама по себе, как бы сказать повежливее, создаёт мощную криминальную среду вообще вокруг этих конкурсов. Любых. А здесь будет ещё больше. Поэтому мы и предлагаем, для того, чтобы могли использовать ФГУП «Охрана», которые полуполицейские, чтобы было принято решение, чтобы с ними можно было заключать договоры, как у единственного поставщика», – сказал президент союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский.

В Эрмитаже сейчас проводят общую реформу системы охраны, один из главных вызовов – вандализм, нужно выработать модель, как с ним бороться. Делать это будут совместно с полицейскими, поскольку охранять Эрмитаж они всё же будут. Останутся они в Царском селе, где уже давно существует собственная служба безопасности, плюс пользуются услугами ЧОПа. В Московском Мультимедиа Арт Музее с частниками работали всегда.

«Есть вертикально организованная силовая структура под названием МВД, куда можно пожаловаться и подать сигнал. В случае, когда мы имеем дело с ЧОПом – это всего лишь коммерческая организация. Когда они понимают, что пахнет жареным – распускают структуру, а дальше выходят под другим именем», – комментирует директор музея Ольга Свиблова.

Остаётся самостоятельно проверять каждого сотрудника охраны, прежде чем ему что-то доверить. Но Мультимедиа Арт Музей – музей муниципальный. Во всех же учреждениях федерального значения, которые до 1 ноября охраняли полицейские, люди в погонах останутся.

«Работала спецкомиссия между Министерством культуры и МВД. Количество постов и сотрудников несколько сократились, но в результате детальной проработки непосредственно между учреждением и подразделением, которое будет охранять, всё сделано исходя из тех задач, как и что нужно охранять», – сообщил директор Департамента культурного наследия Министерства культуры России, заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов.

В списке оказались не только крупные столичные – Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева, Российская государственная библиотека, Архив кинофотодокументов, – но и региональные. К примеру, музей-заповедник Поленова, что в Тульской области, тоже, как обещают, полицейские будут охранять 24 часа в сутки.

«Самое главное – это живые люди в форме, которые следят за порядком, и в случае возникновения конфликта могут сделать всё возможное, чтобы его пресечь, потому что у них есть на это полномочия», – прокомментировала заместитель директора Государственного музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Грамолина.

Сегодня вообще нет федеральных учреждений культуры, о безопасности которых не заботятся – отмечают чиновники. Но ведь и это не панацея. Вспомнить, к примеру, август 2014-го, когда при старой системе из музея Левитана в Плёсе за одну ночь вынесли пять полотен художника. Ещё годом раньше был ограблен музей в Вязниках. И сигнал на пульт вневедомственной охраны поступил, но злоумышленники в масках успели украсть три полотна Шишкина, Коровина и Жуковского.

Всё это сигналы о необходимости что-то менять. Прежде всего – в отношении к культурным ценностям – национальному достоянию. И не важно, хранятся они в крупных федеральных или небольших региональных музеях. Которые сегодня ищут всё новые способы обезопасить экспозиции и фонды.

 Новости культуры