29.10.2015 | 19:54

Третьяковка представила работы в технике ксилографии из своих запасников

Третьяковская галерея вновь открывает свои запасники – на этот раз, чтобы познакомить посетителей с графическими работами, созданными в технике ксилографии. Это очень старый вид гравюры, которая выполняется на дереве. Выставка в Третьяковке открывает виды и жанры ксилографии и демонстрирует ее богатейшие возможности – от лубочной картинки до линогравюры.

Высокая печать – так называют ксилографию. Это не метафора, а особенность технологии. Все лишнее срезается. Цвет наносится на поверхность. По сравнению с глубокой печатью, где носителем является металл, у ксилографии неповторимая драматургия во взаимоотношениях черного и белого.

«Ксилография – это самый древний вид гравюры, которая на Востоке появилась чуть ли не в VII веке, в Европе она возникла почти одновременно с книгопечатанием. Собственно, родилась-то она из потребностей человека в иллюстрированной книге. Книжки с картинками любят не только сейчас, но и в XVI веке их любили ничуть не меньше», – рассказал куратор выставки Нина Маркова.

Ксилография – доступное изобразительное искусство. Это предшественник комикса. Такое изображение украшало дом – вроде сегодняшних постеров. На выставке – гравюры-реконструкции памятника конца XVII века. Листы из так называемой библии для бедных, созданной московским мастером Василием Коренем. Но дело не в состоятельности покупателей – изображения без слов объясняли библейские сюжеты тем, кто не умел читать.

Один из экспонатов – лист напрестольного Евангелия. Московский книжный двор, 1759 год. Первое издание – 150 экземпляров, из них 140 – с рамками вокруг каждой страницы. В книге 622 страниц. То есть деревянная рамка, резанная на груше, в одном издании выдержала больше 87 тысяч отпечатков. Для XVIII века это мировой рекорд выносливости доски.

В XIX веке, до внедрения фототехнологий, в печати была востребована ксилография, имитирующая карандашный рисунок и живопись. Ксилографы часто копировали известные картины. Чтобы на оттиске все было на своих местах, на печатной форме изображение должно быть выгравировано зеркально. В случае со знаменитыми гравюрами Густава Доре, производство было поставлена на поток. Сам он гравюр не делал. Технологию в шутку сопоставляют с сеансом параллельной шахматной игры.

«На столе выкладывались доски. Доре шел от одной доски к другой, потихонечку рисуя на каждой доске композицию, которая уже предполагала, что она будет в зеркальном отражении, то есть уже с расчетом на то, как она будет выглядеть при печати. Он набрасывал один сюжет, второй тритий, проходил ряд. Потом он снова шел, дальше дорабатывал. Делал какие-то детали», – рассказала Нина Маркова.

Потом с его рисунком работали граверы. Тональность создана параллельными линиями – разница в тоне за счет глубины, силы нажима. Для создания многоцветного оттиска, изображение раскладывают на несколько досок.
« Моя задача была сократить количество досок – сделать максимально три доски. Из трех досок можно извлечь гораздо больше», – пояснил художник-ксилограф Владимир Косынкин.

На выставке – несколько веков искусства ксилографии. Японская, европейская и русская традиция. Экспозиция открывает серию выставок, посвященных печатной графике. Отпечатки и сами доски. Возможность проследить историю жанра и процесс создания изображения.

Новости культуры