29.10.2015 | 12:41

Премьера "Иоланты" в Большом театре прошла с триумфом

На исторической сцене Большого театра – премьера «Иоланты». Последняя опера Чайковского состоит всего из одного акта. В XIX столетии и дирекция императорских театров, и сам автор понимали, что для полноценного театрального вечера этого маловато, публика просто не будет покупать билеты. По этой причине «Иоланту» давали вместе с двухактным балетом «Щелкунчик». Нынешняя премьера, в определённом смысле, тоже историческая. Два произведения снова исполняются в один вечер, как тогда. Но уже не потому, что «иначе маловато». И «Щелкунчик» теперь звучит в сокращённом варианте – в виде симфонической сюиты.

«Иоланта» собрала не только постоянных зрителей Большого, но и поклонников Сергея Женовача, режиссера драматического театра. Он не скрывает, что с оперой на «вы», но для него важен не жанр, а сам по себе театр.

«Это, прежде всего, артисты, которые творят образы – через пение и через музыку, в пространстве и во времени, и соединяясь с теми людьми, кто сидит в зрительном зале», – прокомментировал режиссер-постановщик.

Симфоническая сюита «Щелкунчик», ставшая прологом к опере «Иоланта», настроила публику как минимум на балет. А потому зрители были озадачены, увидев вместо танцев страдания юной Иоланты, безнадежно рвущейся из мрака ночи к свету дня.

Студентка второго курса молодежной программы Екатерина Морозова ещё неделю назад не знала, что будет петь премьеру «Иоланты». Учила партию на ходу. До последнего боялась, как бы не забыть слова.

«Я не должна была петь, я должна была улететь в Германию, но меня попросили остаться – и вот я здесь, в премьере, на сцене», – призналась она.

На сцене те, кто еще вчера постигал секреты профессии на уроках вокала, и те, кто уже давно в статусе звёзд. В этот вечер все они держат эмоциональный градус.

«Мне кажется, это самое главное здесь – эмоция в принципе. И в этой опере эмоций через край», – считает солист оперной труппы Игорь Головатенко.

Маэстро Федосеев уступил место за дирижерским пультом Антону Гришанину. Молодой дирижер недавно выпустил «Байки о лисе, утёнке и Балде». Но у него хватило сил ещё и на «Иоланту». Чему безумно рад.

«Первый раз на Исторической сцене я ставлю такой спектакль. Для меня, конечно, это испытание, и я получил, честно скажу, огромное удовольствие», – признался Антон Гришанин.

«Иоланта» – первая премьера сезона на исторической сцене. А потому публика была настроена на откровение. Ведь Большой знает немало «Иолант». Эта – седьмая. И, кажется, она очаровала зал.

Большой театр не впервые приглашает на постановку драматических режиссеров. Рискуя, экспериментируя – и это уже тенденция.

«В результате удалось создать ту команду людей, которые работали с удовольствием, пришли с чем-то своим и попытались нам это своё сказать, а дальше уже как получилось – не мне судить», – рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

О дальнейшей судьбе «Иоланты» можно только гадать. Надолго ли слепая красавица останется в сердцах искушенной публики Большого? Но в этот вечер триумф «Иоланты» очевиден.

Новости культуры

Читайте также:

"Иоланту" по оригинальному замыслу Чайковского воплощают на сцене Большого

Большой театр представляет "Иоланту" с прологом из "Щелкунчика"