28.10.2015 | 10:50

Большой театр представляет "Иоланту" с прологом из "Щелкунчика"

175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского Большой театр отмечает премьерой «Иоланты» именно такой, какой ее задумал сам композитор - с прологом из балета «Щелкунчик» и уже потом самой оперой. Театр снова пригласил на постановку драматического режиссера. На этот раз это Сергей Женовач, известный своими провокационными ходами. В Большом «Иоланта» частая гостья: уже есть шесть разных версий, эта седьмая. Премьера состоится сегодня вечером, вчера была генеральная репетиция.

Динара Алиева - Иоланта - два часа не покинет сцену. Первые 26 минут под музыку симфонической сюиты «Щелкунчик» она один на один со зрителем проживет эмоции своей слепой героини. Это одиночество на сцене самое сложное.

«Находится одной на сцене на протяжении всего спектакля очень сложно. Мы привыкли работать с партнерами. А здесь приходится все проживать через свое собственное состояние. Даже ощущение того, что Водемон рядом, все это происходит через стенку», - говорит солистка оперной труппы Большого театра Динара Алиева.

Большой остается верен себе: он снова в поиске новых имен. И снова Владимир Урин дает шанс режиссерам драматического театра. На этот раз счастливый билет у Сергея Женовача.

«Приглашение режиссеров драматических в Большой вызвано желанием расширить круг людей, кто бы связал свою жизнь с оперным театром, чтобы привлечь талантливых людей для постановок», - комментирует генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Певцы, обычно опасавшиеся драматических режиссёров, в этот раз даже придумывали театральные ходы вместе с Женовачом. Режиссёр, обычно держащий в тонусе, на этот раз не провоцировал труппу. Единственная вольность, которую позволил себе, – посадил прекрасных хористок на колени музыкантам. Словом, попав на территорию Большого, играл по его правилам.

«Есть воображение, которое ведет, и есть реалии. Учитывать реалии, правила игры: исполнители - это оперные певцы, это другая система координат», - говорит Сергей Женовач.

«Иоланта», как и «Щелкунчик», – последнее, что написал Чайковский. История слепой девушки, прозревшей благодаря силе духа и любви, не только наивна. Чайковский, глубоко верующий человек, изучал труды Спинозы и Библию. В «Иоланте» много молитвенных текстов. Многие воспринимают это сочинение как завещание композитора. Поэтому для Женовача был важен не столько экшен, сколько поэзия.

«С дирижером мы работали над музыкой, а с режиссером над текстом, из которого выходили человеческие интонации в музыкальной ткани», - рассказывает солист оперной труппы Большого театра Пётр Мигунов.

У Ирины Долженко это третья Иоланта. Она признается, что спектакль не из легких, хотя, казалось бы, сплошная статика. Но подводных камней здесь оказалось много.

«Психологически сложно, потому что мы привыкли работать на большую сцену, а здесь все должно быть очень камерно, очень тонко. Для большой сцены камерные лирические вещи естественно приходится выносить на рампу. Рампа не так хорошо звучит», - говорит Ирина Долженко.

Дирижирует «Иолантой» Антон Гришанин, хотя это проект Владимира Федосеева. Из-за болезни маэстро не смог репетировать, но составы определил лично. Но он надеется вернуться в январе и встретиться с «Иолантой».

Новости культуры