27.10.2015 | 11:41

Специалисты из Эрмитажа провели в Омске мастер-классы по реставрации скульптуры

Специалисты из Эрмитажа провели в Омске мастер-классы по реставрации скульптуры из цветного камня. В течение двух дней сибирские реставраторы перенимали опыт коллег и обсуждали профессиональные вопросы. Оборудование специалисты из Санкт-Петербурга привезли с собой, а в качестве учебных пособий использовали предметы, хранящиеся в фондах Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля.

 «Бабочка», «лист», «мягкий бархат». Так поэтично специалисты говорят о способах раскладки малахитовых пластин на вазах, канделябрах, столешницах. Русские умельцы быстро освоили технику флорентийской мозаики. Со второй половины XVIII века их малахитовые пазлы были особым шиком российской дворцовой моды.

«Русские мастера технологию очень быстро адаптировали на местном материале. В Екатеринбурге, к примеру, местные наждаки шлифовальные придумали, местную мастику научились делать. Объем малахита был большой, и они имели огромную возможность, которой виртуозно владели», - отметил художник-реставратор Государственного Эрмитажа Александр Андроханов.

Секреты хранить тоже умели. Лишь несколько старинных рецептов создания русской мозаики удалось отыскать петербургским реставраторам в библиотеках Эрмитажа и Госархива. Вот только ингредиентов многих сегодня уже не найти. Что такое, к примеру, «печера» или «английский камень», их для полировки малахита использовали, сегодня никто не знает. Зато инструменты старинные восстановить сумели. В арсенале сотрудника эрмитажной лаборатории Александра Андроханова - агатовый зуб, самшитовая лопатка, циркуль XIX века. Современную технику тоже на вооружение взяли. Без пылесоса и вытяжки к работе не приступают.

«Когда на картинках показывают древних мастеров-малахитчиков – это придумка автора. Они древними становились в 36 лет. Малахитовая пыль – это то, что убивало старых мастеров. Жили они в работе считанные годы», - рассказывает Александр Андроханов.

Столетия живут созданные ими творения. Теперь это – музейные ценности. В омской коллекции – десятки шедевров из малахита и лазурита. Некоторые уже почти век хранятся в запасниках, потому что требуют восстановления.

«Ни в Омске, ни в Сибирском регионе реставраторов в этой области нет. И для нашего музея – это уникальная возможность, когда мы принимаем реставраторов из Эрмитажа, можем получить консультации, узнать методы, чтобы и наши реставраторы могли освоить эту технику», - убежден хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Игорь Глазов.

Педагоги Эрмитажной школы реставраторов в Омск вернуться еще обещали. Проведут занятия в строящемся сейчас первом за Уралом спутнике Эрмитажа. Там будет создан Всесибирский реставрационный центр.  

 Новости культуры