28.02.2011 | 15:14

Новый сбор в пользу отечественных фильмов могут ввести в России

Систему сбора отчислений с доходов от проката и телепоказа каждого фильма, получившего в России прокатное удостоверение, и перераспределения этих средств в пользу отечественного кинопроизводства предстоит разработать к 1 июня, сообщил в понедельник глава Фонда поддержки кино Сергей Толстиков.

Он объяснил, что такое поручение было дано Фонду и министерству культуры по итогам заседания Правительственного совета по кино, состоявшегося 1 февраля 2011 года.

"Будут проанализированы проработки из других стран и перенесены на нашу почву", - пообещал Толстиков, напомнив, что аналогичные механизмы существуют во Франции, Польше и других европейских странах.

Со своей стороны, замдиректора департамента кино Минкультуры Игорь Каллистов подчеркнул, что сбором предполагается обложить все картины - как отечественные, так и зарубежные, "но помогать Фонд кино будет только отечественным".

"Сейчас нельзя сказать, о каком именно проценте может идти речь", - объяснил Толстиков. Не решено даже, затронет ли сбор только прокатчиков или коснется еще и кинотеатров. По словам главы Фонда, существует несколько способов поддержки отечественного кинопроизводства. Во-первых, выпадающие доходы, связанные с пиратством, могут компенсироваться из бюджета; во-вторых, государство может постараться выровнять ситуацию, в которой крупные американские компании, годами продвигающие свою продукцию по всему миру, обладают серьезным конкурентным преимуществом.

"Это не противоречит рыночному механизму, речь идет о культурной исключительности каждой страны - ведь кино это не только бизнес, но и культура", - подчеркнул Толстиков.

По его мнению, сейчас главное - не вычислить процент, который будет взиматься, а "понять, о каком объеме поддержки справедливо говорить, и четко определить базовые формулы: почему именно столько, а не вот столько. Чтобы не брать цифры с потолка, а привязывать к каким-то параметрам".

Как напомнил Каллистов, в советские времена "при Госкино такой сбор был". Взимался он за выдачу прокатных удостоверений иностранным фильмам, то есть за оказание юридически значимого действия, и сами сборы "были копеечные, их хватало только на бумагу, чтобы напечатать все документы для этого сбора".

Вместе с тем представитель министерства признал: "законодательной основы мы пока что не видим для того, чтобы использовать этот механизм". "Единственное, что можно было бы на сегодняшний день предложить - у нас существует государственная пошлина за выдачу прокатных удостоверений. Она, конечно, в копеечном размере, 2 тысячи рублей. И можно было бы эту пошлину закрепить в законе о Федеральном бюджете за Фондом поддержки отечественной кинематографии. У этого механизма была бы правовая основа. Но заставлять взимать просто отчисления от представителей бизнеса в Фонд - это противоречит налоговому законодательству", - сказал Каллистов.

Он напомнил, что в обязательном порядке могут взиматься только платежи, предусмотренные налоговым кодексом, или отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения - например, в пенсионный. Если же ввести в налоговый кодекс еще и сбор в пользу отечественного кинопроизводителя, то, полагает чиновник, "еще десятки фондов, отраслевых и всевозможных, тоже будут претендовать на такие же льготные условия на право взимать отчисления в принудительном порядке с субъектов бизнеса, и в таком случае бизнес будет разорен".

Злата Полищук, исполнительный директор компании "Централ Партнершип", одного из крупнейших производителей и дистрибьюторов на отечественном рынке, подчеркивает, что "эффективность протекционистских мер всегда очень зависит от конкретной реализации, поэтому давать подробные комментарии можно будет только после появления законопроекта".

"В любом случае, мы постоянно ведем поиск творческих решений, которые позволят привлекать зрителя. А для этого нам очень нужны квалифицированные кадры, в чем мы рассчитываем на помощь государства", - сказала она.

О проблемах подготовки кинокадров также шла речь на заседании Правительственного совета 1 февраля.

Обсуждение протекционистских мер в киноиндустрии обострилось после получения данных об итогах 2010 прокатного года, когда общая сумма сборов в России и СНГ превысила 1 миллиард долларов, но доля отечественных картин в этой цифре составила всего около 15%.

По словам Антона Мазурова, президента компании "ЛеопАРТ" и программного директора архаусного фестиваля "Завтра/2morrow", в вопросах протекционистской политики России правильно было бы ориентироваться на функционирующую еще с 1946 года французскую модель - "единственную, кроме тоталитарных, кинематографию мира, которая иногда собирает у себя в стране больше денег, чем американцы".

Французская система, как он рассказал, подразумевает определенный налог в пользу национального кинематографа, взимаемый с каждого проданного билета.

"Если и у нас кусок билета будет отрезаться в пользу кинопроизводства, это будет маленький первый пункт реального реформирования господдержки", - сказал Мазуров.

Если же деньги станут взиматься исключительно с дистрибьюторов, продолжил он, это будет неприятный удар прежде всего для маленьких артхаусных компаний.

"Но во французской системе много пунктов, не один. Если мы хотим приблизиться к современной мобильной системе, надо смотреть, что у французов есть еще. А там важный процент берется с телепоказа. Там запрещено показывать кино по телевизору по пятницам и субботам с 6 до 10 вечера, чтобы люди пошли в кино и поддержали кинопоказ. Там телевидение обязано выделять определенный процент времени под национальное кино и обязано это кино покупать. А у нас большая часть производимых фильмов - даже значимых, фестивальных картин, - вообще не попадает на телевидение, даже в два часа ночи. Так что взять один пункт - хорошо, но если не возьмем остальные, это ни к чему не приведет", - заключил он.