23.10.2015 | 10:41

Подготовлен список зданий в стиле конструктивизма, нуждающихся в реконструкции

«Памятникам авангарда быть!» - решило Министерство культуры и уже составляет список зданий в стиле конструктивизма, которые нуждаются в реставрации. Специалисты считают это решение революционным. Ведь советский авангард в архитектуре, признанный во всём мире, оказался в поле зрения министерства впервые. Сегодня памятники 20-30-х годов – в зоне особого риска. Здания строили в эпоху, когда и со специалистами, и с качественными материалами было сложно, а потом эксплуатировали без должной заботы и охраны.

В России у памятников архитектуры советского авангарда довольно странное положение: они есть, но их как бы нет. Государство не признает, что эти здания - такие же памятники, как, например, древние храмы, царские дворцы, помещичьи усадьбы. В то же время, для специалистов ценность этих объектов неоспорима, так же как неоспорима, например, ценность Колизея или египетских пирамид. «Советский конструктивизм – главный вклад России в мировую культуру XX века», - считает директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина. В двадцатые годы, по ее словам, русские архитекторы были не просто в первых рядах, они были в авангарде мирового архитектурного процесса, чего не было ни до, ни после.

«Когда мы говорим "русская архитектура", мы с вами представляем терема, церкви XVII века. А когда во всем мире говорят "русская архитектура", они как раз имеют в виду конструктивизм. Это была эстетическая революция. Потому что конструктивисты утверждали, что в самой конструкции, в том, как организовано само пространство, и заключается красота. Что не надо декорировать вот эти конструкции специально красивыми деталями, это не правда, красота в правде, и они это доказали», - отметила директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

Однако памятниками до сих пор признаются только отдельные шедевры, такие, как, например, уникальный дом архитектора Мельникова. Кстати, некоторые иностранные архитекторы ставят его на второе место после Собора Василия Блаженного. Но теперь все должно измениться. Министерство культуры поручило разработать концепцию сохранения советской архитектуры – и не отдельных зданий, а вообще всего, что было построено архитекторами-конструктивистами, и что может претендовать на статус памятников.

«Прежде всего, нам нужно посчитать, а сколько же их в стране, где они расположены, определить имущественные права. Что очень важно. От имущественных прав зависит, кто должен, если на то будет добрая воля, финансировать восстановление памятника. Следующий момент – примерные затраты на восстановление того или иного памятника, ну, и огромное значение – дальнейшее его использование, как собственник или пользователь видит, что с этим памятником будет», - объясняет статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов.

Уникальный пласт отечественной культуры может получить шанс на вторую жизнь. Как, например, знаменитый дом Наркомфина, который медленно разваливается в самом центре Москвы. Этот дом-коммуну, где вместо комнат были двухуровневые ячейки, а вместо индивидуальных кухонь – общая фабрика-кухня, построил в 1930 году Моисей Гинзбург. Стоит отметить, что сами жильцы не испытывали восторг современных искусствоведов. В том числе и потому, что такие дома, зачастую, строились из дешевых материалов. Это одна из серьезных проблем, которую предстоит решать реставраторам.

«Мы достаточно сильно отстали от европейского понимания ценности слоя наследия двадцатых-тридцатых годов, лет на 25. И начали кампанию по ее сохранению намного позднее. Конечно, деградация этих объектов намного более сильная, чем там. Но, мне кажется, точка невозврата еще не пройдена. В России, я должна сказать, не создана уникальная самостоятельная школа по реставрации объектов авангарда, и к этому надо стремиться», - уверена профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина.

Удачным примером научного подхода при реставрации памятников двадцатых-тридцатых годов может служить центральная библиотека города Выборга. Здание в стилистике функционализма по проекту финского архитектора Алвара Аалто считается вехой мировой архитектуры. Библиотека серьезно пострадала во время Великой Отечественной. В 2013 году завершилась реставрация, ее проводили российские и финские архитекторы. Этот пример вселяет надежду, что такая же судьба ждет и памятники советского конструктивизма.
 

Новости культуры