22.10.2015 | 12:02

В Большом театре продолжается Фестиваль музыки Леонида Десятникова

В Большом театре продолжается фестиваль, посвящённый 60-летию Леонида Десятникова. Это единственный современный российский композитор, в арсенале которого – две мировые премьеры на главной сцене страны. Опера «Дети Розенталя», в 2005 году, и балет «Утраченные иллюзии», в 2011-м. Музыка Десятникова звучала и в ещё одном балете – в «Русских сезонах» в постановке Алексея Ратманского. Специально для юбилейного фестиваля эту постановку возобновили.

Спустя семь лет после первой постановки «Русских сезонов» в Большом, они снова встретились на этой сцене. Алексей Ратманский и Леонид Десятников, хореограф и композитор, вернувшие «Русские сезоны» в главный театр страны - к юбилею композитора.

«Это очень трогательная вещь…Она так трогает, потому что это прекрасные русские напевы и прекрасные русские духовные стихи», - уверен Леонид Десятников.

Балет, созданный Ратманским, вначале для Нью-Йорк Сити бале, затем для Голландского национального балета и уже потом - для Большого, стал откровением для всех. Такой Россию никто никогда не показывал и не знал.

Сочинение для скрипки, сопрано и струнного оркестра, написанное для Гидона Кремера, идеально подошло для балета, хотя в основе партитуры - аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения.

«Кто-то говорит, что не балетная музыка, тяжелая для восприятия, но здесь - и голос, и песни, стопроцентное попадание», - считает солистка балетной труппы Большого театра Екатерина Шипулина.

Певица Яна Иванилова все тридцать пять минут проведет в оркестровой яме. Но именно ее голос звучит все это время, заставляя плакать не только музыкантов и самого композитора, но и балерин.

«Музыка изумительная, до слез, и балерины плачут иногда. Это Леонид Десятников», - говорит сопрано Яна Иванилова.

«Русские сезоны» Десятникова-Ратманского не связаны с именем Дягилева. Это «Времена года» - 12 номеров, 12 месяцев, 12 артистов, притопывая, похлопывая, трагично и комично, гротескно и трогательно рассказывают про нас, про наши корни.

«Алексей оправдал эту музыку движением, танцем», - объясняет солистка балетной труппы Большого театра Екатерина Крысанова.

Два философа - Ратманский и Десятников - словно препарировали русскую душу. Жестко, парадоксально, иронично и, вместе с тем, бережно задавая вопросы и заставляя думать.

«Там есть все: и философские моменты, и житейские моменты, отношения людей», - говорит солист балетной труппы Большого театра Денис Савин.

Принимая восхищение зала, цветы и овации, они снова были вместе, как семь лет назад, экс-худрук балета Большого театра Алексей Ратманский и солисты, повзрослевшие за эти годы, но не утратившие трепета и восхищения перед настоящими танцем и музыкой. И не они одни.

«Я сидел и как отдел технического контроля проверял, есть ли ошибочки, одним глазом смотрел, а другим - наслаждался блистательной хореографией Алексея Ратманского и тем, как она поставлена», - отмечает Леонид Десятников.

Общаясь на ходу, Леонид Десятников не скрывает счастливой улыбки. По «Русским сезонам» соскучились не только танцовщики, но и зрители. Билеты проданы, а, значит, публика снова настроена разгадать эту очень русскую историю.

Новости культуры

Читайте также:

В Большом театре открылся Фестиваль музыки Леонида Десятникова

Леонид Десятников: "Я не знаю, как рождается музыка"