16.10.2015 | 23:57

Юбилейный концерт Леонида Десятникова прошел в Концертном зале Чайковского

Композитору Леониду Десятникову исполнилось 60 лет. Юбилей он отмечает фестивалем, по ходу которого будут исполняться его произведения. Уже завтра концерты начнутся в Большом театре, где в 2009-2010 годах Десятников занимал пост музыкального руководителя. Специально для Большого он сочинил оперу «Дети Розенталя», балеты «Русские сезоны», «Утраченные иллюзии», которые, кстати, будут показаны на фестивале. В начале ноября фестиваль переместится в Петербург, где будет показана ретроспектива фильмов с музыкой маэстро, и состоится его авторский вечер. А начался десятниковский музыкальный праздник сегодня в столичном Зале имени Чайковского.

Вполне ожидаемо на юбилейном концерте Леонида Десятникова в полуторатысячном Концертном зале Чайковского – ни одного свободного места. Главный герой в этот вечер не на сцене, а среди зрителей. Хотя профессиональный музыкант мог бы, как многие композиторы, дирижировать своими сочинениями. Но здесь маэстро непреклонен.

«Я не умею дирижировать. Вам кажется, что дирижирование – это легкая профессия, но это не так. И я испытываю некий страх перед публикой, для меня просто не органично выйти на сцену и что-то делать там, поэтому я не занимаюсь никакой концертной деятельностью», – признается композитор.

Перед началом концерта Леонид Десятников зашел за кулисы поддержать тех, кто на сцене. В ответ – слова признания и любви.

«Лёнь, я очень тебя люблю, счастливая, что соприкоснулась и активно живу в твоем творчестве. Не хочется расставаться, я знаю, что это будет, но удивляй нас, радуй нас, раздражай – ты это умеешь. Ты гениальный, с юбилеем тебя», – поздравляет народная артистка России Светлана Крючкова.

Этот концерт – ретроспектива симфонической музыки композитора, в программе – лучшие сочинения Десятникова. «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» написано в 1983 году. В роли сказительницы – Светлана Крючкова.
Еще одно значимое сочинение – «Эскизы к закату для симфонического оркестра». За роялем Алексей Гориболь – уже много лет он первый исполнитель целого ряда сочинений Десятникова.

«У него потрясающе ясный музыкальный язык, гармонии настолько соразмерны и на месте, что любая стилистическая ошибка карается законом», – убежден музыкант Алексей Гориболь.

Певица Анна Аглатова в свое время пела партию Татьяны в опере Десятникова «Дети Розенталя». Для этого вечера специально выучила симфонию «Зима священная 1949 года». Как исполнять – конечно же, советовалась с композитором.

«Он настолько доброжелателен, мил, и он дает ремарки, советы, но от этого еще более волнительно. Мы его не то чтобы боимся, а просто волнуемся, потому что хотим его очень порадовать», – делится Анна Аглатова.
По признанию Леонида Десятникова, он до сих пор так и не понимает, как рождается его музыка. Нужно, говорит, настроиться.

«Специально нужно в моем случае выкурить сигаретку и выпить чашечку кофе, и потом сесть к роялю и пытаться как-то импровизировать на непонятно какую тему, и, возможно, что-то вдруг появится, что- то величиной с колибри, и надо ухватить эту птичку за лапку и дальше уже разматывать ниточку», – рассказывает он.

К своим сочинения композитор всегда строг. Пока пишет, произведением живет, а потом, поставив точку – как птицу свою музыку отпускает.

Новости культуры

Читайте также:

Композитор Леонид Десятников отмечает 60-летие