01.03.2011 | 15:30

В Большом закончен еще один этап реставрационных работ

В Большом закончен еще один этап реставрационных работ. Восстановлена роспись знаменитого плафона - «Аполлон и музы». В середине XIX века она была выполнена мастерами под руководством академика Алексея Титова. Современным художникам и реставраторам, приступившим к восстановлению живописного полотна в июне 2010-го года, пришлось провести большую работу. Ее результаты сегодня продемонстрировали журналистам. Рассказывают «Новости культуры».

 

Сладкой их жизнь не назовешь, за сто пятьдесят лет эти музы на плафоне Большого пережили семь реставраций. Плафон закрывал вентиляционное устройство. Раньше были масляные лампы и свечи, поэтому копоть и гарь поднимались на этих красавиц. Когда появилась газовая люстра, то перепады воздуха часто влияли на нее, и стекло лопалось и летело вниз на партер, поэтому в партере были только стоячие места, и самые дешевые. А в сороковых греческих красавиц вообще хотели заменить на крестьянок, чтобы показать апофеоз советского искусства.

Сохранившиеся эскизы того конкурса в сороковом. Тогда над музами нависла реальная угроза – их хотели заменить на образцы советского искусства. Например, праздник урожая с колхозницами, в окружении серпов и звезды в центре. Были и нейтральные варианты.

«Здесь плафон предлагали изобразить в виде неба и сделать театральные символы, чтобы был нейтральным», - рассказывает пресс-секретарь дирекции по строительству и реконструкции Большого театра Евгения Васильева.

Спасли «Аполлона и муз» Игорь Грабарь с братьями Кориными. Они реставрировали плафон, когда под Москвой шли бои, а температура в театре была ниже нуля. Современные художники не в таких экстремальных условиях работали, но им тоже пришлось несладко. Под потолком Большого Михаил Чистяков зависал семь месяцев. Теперь девятьсот квадратных метров плафона знает назубок.

«Поднятые руки, задранная голова. Тонировка попала в авторский тон. Чтобы тонировки не провалились, стоя, вся работа делалась», - отмечает руководитель бригады реставраторов Михаил Чистяков.

Реставраторы сделали открытие – в четырех точках зала разная влажность. Поэтому деревянный плафон деформировался, роспись коробилась, трескалась. Художники сохранили холст с музами – XIX века, но пожертвовали фоновыми холстами –XX века. Теперь реставраторы занялись шестым ярусом. А на первом -восьмиметровая люстра Большого ждет хрустальные подвески.

«Вернулась несколько месяцев назад в Большой. Прошла работа по позолоте. Осталось немного. Приедут хрустальные подвески. А их больше пятнадцати тысяч», - говорит официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров.

Мастера борются с пылью. Занимаются позолотой. Возвращают на свои места светильники. И снимают в зрительном зале – леса, чтобы заняться уже чистой работой - обивкой кресел.

Все материалы о реконструкции Большого театра>>>