17.10.2015 | 17:31

Московский Кремль представил масштабную выставку о жизни Бориса Годунова

«Муж зело чуден, зело строитель и зело нищелюбив», – такими словами характеризовал Бориса Годунова один из современников. Другие – отзывались менее лицеприятно: «Рабоцарь», – то есть худородный, выскочка. В Музеях московского Кремля открылась экспозиция «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси». Выставка заметно отступает от традиционных представлений об одном из самых противоречивых правителей Российского государства и показывает царя Бориса мудрым правителем, государственником, который, однако, не смог уберечь страну от смуты.

Центральный экспонат выставки, посвященной Борису Годунову – шапка Мономаха, ценнейшая реликвия России, которая никогда не покидала пределов Кремля. Русские цари надевали ее только однажды – в день восшествия на престол. В шапке Мономаха венчался на царство и Борис Годунов. Его семилетнее правление стало водоразделом между двумя эпохами – Рюриковичей и Романовых.

«Он очень много сделал для строительства Российского государства, для освоения Урала и Сибири, в то же время его правление и смерть стали неким прологом Великой российской смуты», – говорит руководитель администрации президента России Сергей Иванов.

Выставка в музеях Московского Кремля предельно четко дает понять: есть Борис Годунов, известный по одноименной драме Пушкина, и есть – реальная историческая фигура. И не стоит ставить между ними знак равенства. Авторы экспозиции утверждают: никаких «кровавых мальчиков в глазах» не было и в помине. Версию о том, что Годунов взошел на трон через убийство царевича Димитрия, здесь отметают как не подтвержденную историческими документами. А вот противоположную точку зрения, что царевич умер в результате несчастного случая во время припадка эпилепсии – подтверждают следственным делом.

«Эта легенда, которая сложилась в конце царствования Бориса Годунова, и которая на протяжении всего времени обсуждалась и закрепилась в умах, в том числе, благодаря существованию благодаря великих произведений русской литературы, а также истории Карамзина, существует и по сей день. Поэтому, я надеюсь, что нам удастся свести на нет эту историю и развенчать миф", – объясняет генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина

Тем не менее, проблема легитимности власти Бориса Годунова в глазах народа все же реально существовала. Было представление о том, что он «худого», не царского рода. А во время «Великого голода» люди именно Годунова винили в неурожае, считая, что это кара Божья за убийство царевича Дмитрия. Чтобы укрепить свою власть новый комплект регалий – скипетр и державу – царь Борис заказал не где-нибудь, а в мастерских императора Рудольфа Второго Габсбурга.

«Здесь нужно напомнить, что это двор величайшего правителя Европы в статусе европейских монархов, и то, что именно оттуда приходят новые регалии, мы не знаем, точно был ли это дар или, скорее всего, был заказ, но очень важно, что он старается получить новые знаки власти не откуда-нибудь, а именно от имперского двора», – отмечает заместитель директора музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

Выставка в музеях Московского Кремля создает образ просвещенного монарха, открытого миру. Именно Годунов первым отправил учиться за границу дворянскую молодежь. Он установил патриаршество на Руси, был покровителем искусства, щедрым меценатом… Царь Борис предстает здесь эффективным менеджером, которого не мучили кровавые мальчики.

Новости культуры

Читайте также:
Выставка о жизни Бориса Годунова открывается в Московском Кремле