14.10.2015 | 19:45

Выставка о жизни Бориса Годунова открывается в Московском Кремле

В двух залах Московского Кремля – в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца – готовится к открытию выставка, посвященная одному из самых неоднозначных правителей государства Российского. Название экспозиции – "Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси". Представлено порядка полутора сотен экспонатов из ведущих отечественных музеев – Эрмитажа, Третьяковской галереи, госархива древних актов. Но основу экспозиции составили, конечно, раритеты из собрания Музеев Кремля. Организаторы предупреждают: после визита на выставку представления посетителей о первом избранном царе могут сильно измениться.

Центральный экспонат выставки, посвященной Борису Годунову – шапка Мономаха, ценнейшая реликвия России, никогда не покидавшая пределов Кремля и выносившаяся из Оружейной Палаты только для церемонии коронации. Именно в ней венчался на царство и Борис Годунов. Его семилетнее правление стало водоразделом между двумя эпохами – Рюриковичей и Романовых.

"Образ Бориса Годунова хорошо отражен в литературе, кинематографе, но очень слабо – с точки зрения объективной истории. И я надеюсь, что эта выставка поможет закрыть данный пробел ", – считает руководитель администрации президента России Сергей Иванов.

Выставка в музеях Московского Кремля предельно четко и ясно дает понять: есть Борис Годунов, известный по одноименной драме Александра Сергеевича Пушкина, и есть реальная историческая фигура. И не стоит ставить между ними знак равенства. Во-первых, авторы экспозиции вполне определенно высказываются: никаких "кровавых мальчиков в глазах" не было и в помине. Версию о том, что Годунов взошел на трон через убийство царевича Димитрия, здесь отметают как не подтвержденную историческими документами. А вот противоположную точку зрения, что царевич умер в результате несчастного случая во время припадка эпилепсии, подтверждает следственное дело. С этими выводами соглашаются и многие современные историки.

"Эта легенда, которая сложилась в конце царствования Бориса Годунова, и которая на протяжении всего времени обсуждалась и закрепилась в умах, в том числе, благодаря существованию великих произведений русской литературы, а также истории Карамзина, существует и по сей день. Поэтому, я надеюсь, что нам удастся свести на нет эту историю и развенчать миф", – говорит генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина

Тем не менее, проблема легитимности власти Бориса Годунова в глазах народа все же реально существовала. Представление, сложившееся у простых людей о том, что он худого рода, не ему быть царем, требовало от Годунова решительных и эффективных действий по укреплению престижа своей власти. Видимо, в связи с этим, предполагают сотрудники музея, новый комплект регалий – скипетр и державу – царь Борис Годунов заказывает не где-нибудь, а в мастерских императора Рудольфа II Габсбурга.

"Здесь нужно напомнить, что это двор величайшего правителя Европы в статусе европейских монархов, и что именно оттуда приходят новые регалии. Здесь очень важно, что он старается получить новые знаки власти не откуда-нибудь, а именно от имперского двора", – говорит Ольга Дмитриева, заместитель директора музеев Московского Кремля.

Выставка создает вполне определенный образ: просвещенного прогрессивного монарха, открытого миру. К примеру, именно Годунов первым отправил учиться за границу дворянскую молодежь. Он был покровителем церковного искусства, щедрым меценатом, не скупился на дары храмам и монастырям. Стоит отметить и тот факт, что именно Годунов способствовал установлению на Руси патриаршества – до него русская церковь была подчинена Константинополю. У зрителей есть хорошая возможность разобраться и выбрать, кому они доверяют больше: литературному образу, созданному Александром Сергеевичем Пушкиным или тому, что увидят своими глазами.

Новости культуры