14.10.2015 | 20:02

Третий форум "Denkmal, Москва" проводится на ВДНХ

Раз в два года в Лейпциге уже больше 20-ти лет проходит выставка, посвящённая реставрации и сохранению памятников, – Denkmal. Это крупнейший в Европе форум по вопросам архитектурного наследия. В перерывах между смотрами в Германии уже в третий раз проводится «Denkmal, Москва». В течение трёх дней в 75-м павильоне ВДНХ будут представлены разные направления деятельности и продукция в области сохранения культурного наследия. В рамках выставки традиционно запланирована насыщенная деловая программа. На открытии «Denkmal, Москва» побывала наш корреспондент.

На торжественном открытии – церемония гашения марки, посвященной Всероссийскому обществу охраны памятников. На Denkmal-Москва – 80 проектов из девяти стран. От нашей страны есть представители регионов, но в центре внимания – Москва. В столице объем работ огромный.

«Самое важное то, что в эту работу включились десятки и сотни частных инвесторов, которые реализуют практически половину всего объема реставрации в Москве. И это залог того, что памятники архитектуры не только будут реставрироваться, но и приспосабливаться для их современного использования», – прокомментировал мэр Москвы Сергей Собянин.

Вместе с мэром столицы форум посетили руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский и руководитель Департамента культурного наследия города Алексей Емельянов. В Москве историческому наследию уделяется большое внимание. И к самим зданиям, и к тому, что под землей. Любому строительству предшествует археологическая разведка.

«Практически у поверхности, на глубине где-то полутора метров, была сабля – сабля с вензелем Николая Второго», – сообщил археолог Владимир Беркович.

В этом году главная тема выставки – работа с промышленными территориями. В Лейпциге накоплен большой опыт по обновлению промзон.

«Реновация очень важна для сохранения лица города. Это источник идентификации. Индустриальное наследие – это территории, которые часто близки к центру города. Главный вопрос: каким будет функционал обновленных промзон. Это вопрос для нас в Лейпциге, и, я думаю, в Москве тоже», – подчеркнул глава управления Лейпцига по городскому восстановлению Карстен Геркенс.

Эксперты отмечают – важен комплексный подход. Обновление промышленного объекта должно преображать целый квартал. Для создания атмосферы фонари в XXI веке продолжают делать из чугуна.

«Были случаи, когда нас действительно просили воссоздать образ по фотографии, нам дали старинную фотографию в очень плохом качестве, и был произведен полный цикл. Эскизы обрисовывались архитекторами, далее резчики вырезали формы и производились отливки. То есть изделие было создано полностью по фотографии», – рассказала архитектор Кристина Осипова.

В рамках выставки – возможность заглянуть в лабораторию реставратора. Увидеть, с чего начинаются восстановительные работы.

«На данный момент ведутся проектные работы на объект культурного наследия федерального значения – ансамбль Высоко-Петровсокго монастыря. Сейчас мы изготавливаем макет комплекса, чтобы потом применить эти технологии при реставрации», – пояснила реставратор архитектурного наследия Наталья Пушкарева .

Кроме экспозиционной программы – научные, образовательные, деловые события. Мастер-класс по реставрации элементов архитектурного декора.

Сначала расчистка от старых слоев краски. Затем докомпоновка – разбавленный гипс восстанавливает утрату. Грунтовка и окрашивание. При работе с историческими элементами все делается только вручную.

Такой же штучный подход должен быть и к каждому историческому объекту, считают эксперты. Большой тематический форум, в том числе, помогает формировать общественную позицию.

Новости культуры