01.03.2011 | 19:37

Новой школе – новый учитель

Как бы ни спорили о внедрении новых образовательных стандартов, ясно одно: без педагогов по-прежнему не обойтись. Учитель остается ключевой фигурой образовательного процесса, и именно к нему сегодня предъявляют особые требования. Как показывает опыт, вектор обучения теперь задают и сами ученики. Они, как правило, продвинутые пользователи Интернета, владеющие в полной мере не только английским, но и языком онлайн-общения, и, конечно, требующие инновационных методов подачи материала. Каким же должен быть учитель XXI века? В Петербурге выпускники Института имени Герцена озадачены этой проблемой. Рассказывают «Новости культуры».

Каким должен быть настоящий учитель? Этот воспрос задавали студентам Петербурга и Москвы. Они отвечали так: это человек в возрасте до 40 лет, но, возможно, и старше, обязательно с высшим образованием, владеющий как минимум одним иностранным языком - английским. А еще современный учитель не должен отставать от технического прогресса, ведь теперь перед ним открываются безграничные возможности.

70% петербургских учителей - выпускники Университета имени Герцена. Именно за ними будущее новой школы. Старая уже не отвечает современным требованиям. Нужен мощный рывок вперед.

«Нам надо меняться, нам нужен какой-то импульс развития. Если мы хотим говорить о реальной модернизации нашей страны, то без модернизации школы, без ее опережающего развития результата не будет», – заверяет проректор по учебной и воспитательной работе РПГУ имени Герцена Сергей Смирнов.

Ставки сделаны на новые технологии. В аудиториях уже  работает wi-fi и круглосуточный доступ к Интернету. Студенты приходят на урок не с тетрадями, а с планшетниками. Меняется даже школьная лексика. Теперь учитель не ставит замечания в дневнике, а выносит выговор на Facebook с занесением в Twitter. Все опасаются только одного – чтобы форма, пусть самая современная, не подменила собой содержание учебного процесса.

«Я думаю, что наиболее активным сейчас будет так называемой смешанное обучение, где мы будем использовать опыт, накопленный старшим поколением, и тот опыт, который привносит уже информационные технологии – наша молодежь, наши молодые преподаватели», – говорит заведующая кафедрой информационных технологий РПГУ имени Герцена Елена Власова.

Творческий подход применяют на всех уроках. К примеру, на химии. У доски, можно не только осваивать таблицу Менделеева, но и систему Станиславского.

«Я, например, могу сказать, что французский ученый Лавуазье открыл то-то и то-то. Я могу пойти в класс и сказать: мне нужен Лавуазье, и, пока я это произношу, у доски уже окажется три таких ученых», – замечает земеститель директора по учебно-воспитательной работе школы №619 Мария Нечаева.

К 2020 году подобных школ в Петербурге будет много. А пока многие дети только мечтают так учиться. На уроке музыки можно записать свой альбом, свести звуковые дорожки. Детям теперь не нужно зубрить даты рождения великих русских композиторов, важно научиться читать партитуру и играть произведения. На выбор – классика, джаз или блюз...

Половина учителей в этих классах – в возрасте от 20 до 40. Сергей Десятев – самый молодой. Ему 23 года, получил диплом Герценовского университета, знает аглийский в совершенстве и на «ты» с новыми технологиями. Чем не идеальный педагог? Вот только зарплата в 12,5 тысяч рублей надолго не удержит его в этих стенах.