13.10.2015 | 10:05

Сегодня исполняется 80 лет композитору и саксофонисту Алексею Козлову

Знаменитый саксофонист, композитор, создатель ансамбля «Арсенал» Алексей Козлов сегодня принимает поздравления с 80-летием. С детства он протестовал против нелепых запретов. До десятого класса не вступал в комсомол, зато был своим на московском «Бродвее» - так с конца 40-х называлась левая сторона улицы Горького. Когда власти провозгласили, что «от саксофона до ножа один шаг», Козлов начал играть на этом инструменте назло. Так саксофон стал символом противостояния, а сама музыка – судьбой.

По образованию – архитектор, в душе – музыкант, Алексей Козлов в джазе с 10 лет. С тех пор как услышал музыку из фильма «Серенада Cолнечной долины» в исполнении оркестра Глена Миллера. От академических гамм музыкальной школы Алексей сбежал. Зато коллекцию джазовых пластинок собирать продолжил. В итоге повторил судьбу первых американских джазменов – учился импровизации не по учебнику.

 «Так как я с самого детства был «мальчик наоборот», я старался делать все наоборот. Это такое врожденное качество, оно не у всех. Когда стали запрещать джаз, я понял: меня лишают свободы и решил стать джазовым музыкантом. Прямо в детстве уже», - признается джазмен, народный артист России Алексей Козлов.

Из подполья саксофонист вышел в 60-е - в кафе «Молодежное» основал джаз-клуб. Алексей Козлов был одним из первых джазменов, кто выехал с концертом за рубеж. Эту фотографию, разлетевшуюся по всему миру, журналисты назвали «Дуэтом двух миров» - на встрече с Дюком Эллингтоном Алексей Козлов представлял советский джаз. Он встречался с американским композитором Дэйвом Брубеком, певцом Рэем Чарльзом и многими другими. Для всего мира Алексей Козлов стал основателем особого направления - советского джаз-рока.

«Когда я осознал, это было начало 70-х годов, что я никогда не научусь играть как американцы, понял, что и не надо этого делать. Надо просто играть по-своему и сочинять по-своему. И это меня и спасло, потому что я тогда и создал что-то свое», - говорит Алексей Козлов.

«Свое» он создал в 1973 году – появился знаменитый «Арсенал», и джаз Козлова стал эклектичным. Любовь к экспериментам выразил через джаз-фьюжн, где сошлись поп-музыка, рок, фолк и регги. Козлов тщательно подбирал партнеров – несколько раз полностью сменил состав своего «Арсенала». Метаморфозы джазмен оправдывает так: «Все надоедает». Под его саксофон на сцене впервые в Советском Союзе танцевали брейк-данс, он по-своему знакомил молодежь с русскими композиторами – Второй концерт Рахманинова у Козлова звучал без фортепиано, зато с импровизациями на саксе. Нашлось им место и в одном из струнных квартетов Шостаковича.

«Я не помню, чтобы Леша, в самые трудные для джаза времена, а такие времена были, чтобы он сдался, чтобы он отступил, чтобы он сказал: «Ладно, я займусь чем-нибудь другим». Он упорно и очень настойчиво занимался тем, что он любит, занимался джазом. Никаких признаков его возраста, хоть мы его поздравляем с 80-летием, я не чувствую, потому что все, что он делает, - это интересно, это молодо, это энергетично. Я полагаю, это будет продолжаться еще немалое время», - убежден джазовый дирижер, народный артист России Анатолий Кролл.

Имя Алексея Козлова внесено в джазовые энциклопедии Америки и Европы. Он считает большой удачей, что выпуск его первой джазовой пластинки в 1963 году благословил Дмитрий Шостакович. Народный артист России Алексей Козлов признается: не предполагал, что пройдет путь от закрытых андеграундных квартирников до сегодняшних тысячных залов.

К 80-летию саксофониста, композитора Алексея Козлова смотрите сегодня на нашем канале в 21.15 программу из цикла «Линия жизни»

Новости культуры