02.03.2011 | 11:00

Польское театральное чудо

Фестиваль «Золотая Маска» представляет программу «Польский театр в Москве». Больше года эксперты двух стран отбирали спектакли по всей Польше. Остановили свой выбор на шести. И это лишь небольшой срез театральной жизни этой страны. Которая весьма своеобразна, если судить по выставке театрального плаката в Центре имени Мейерхольда. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Польский театр начинается не с вешалки – с плаката. Вот такого – почти всегда метафоричного, часто экстравагантного. Например, вот эта афиша приглашает на спектакль «Братья Карамазовы».

Откровенность и погружение в подсознание – это и о польском театре, и о польском плакате. Они уже более полувека идут рука о руку. Произведения искусства о произведениях искусства. Но главное в проекте «Польский театр в Москве», конечно, не афиши – сами спектакли.

«Мы увидим неординарные постановки, - говорит директор Польского культурного центра в Москве Марек Радзивон. – Я считаю, это те постановки, которые выходят за границы театра. Такой театр ставит глобальные проблемы, и наши представления, например, об истории могут превратиться в антиисторию».

Шесть постановок, шесть абсолютно разных режиссеров: от мэтра, Кристиана Люпы, до молодого, актера, драматурга режиссера Войчеха Земильского. Он привезет в Москву один из самых злободневных спектаклей последних лет – «Небольшой рассказ». В нем сам Земильский – главный и единственный повествователь.

«Он сочиняет историю про своего дедушку, который в возрасте 90 лет обнаружил связь с органами госбезопасности», - говорит куратор проекта Алена Карась.

Кристиан Люпа покажет московской публике свою «Персону.Мерилин». Спектакль то ли о Монро, то ли о судьбе каждого актера, то ли о людях вообще – запутавшихся в собственных масках и мечтах. Ученик Люпы, Гжегож Яжина, заставит задуматься над «Теоремой». Это его собственная интерпретация и фантазия на темы одноименного фильма Пьеро Паоло Пазолини.


А это уже «(А)Поллония» Кшиштофа Варликовского. Одна из самых провокационных постановок. Трагедия античности здесь сплелась с трагедией совсем недавнего времени – Холокостом. Темы жертвенности, вины, наказания. Для зрителя еще и проверка на усидчивость: спектакль длится 5 часов.

«Мы реально не понимаем, что будет, это очень рискованный эксперимент», - говорит Алена Карась.

Особняком в этом списке польских гостей – спектакль «Вавилон» Майи Клечевской, единственный не с варшавской сцены – из маленького польского городка Быдгощ. Постановка жесткая, без угоды зрителю, шокирующая откровенностью. Говорят, российской публике надо вообще подготовиться к встрече с польским театром.

«Нужно приготовиться к тому, чтобы не реагировать на первичные сигналы – на голое тело или на резкие крики, нужно все-таки подняться выше. Зрителю нужно вести диалог с театром, который он видит на более высоком уровне», - считает куратор проекта Елена Ковальская.

На этом высоком уровне польские режиссеры и актеры умудряются уже не одно десятилетие препарировать собственную историю и национальное самосознание. Такой театр уже успели окрестить театром «очевидцев». Теперь ряды этих очевидцев пополнит и российская публика.

Все материалы темы: "Золотая маска" 2011>>>