09.10.2015 | 10:22

В Московской консерватории прозвучал "Военный реквием" Бриттена

В Большом зале Московской консерватории прозвучал «Военный реквием» Бенджамина Бриттена. Композитор, чьё детство пришлось на годы Первой мировой войны, во Вторую мировую потерял нескольких друзей и всю жизнь оставался убеждённым пацифистом. Свой «Реквием» он называл «памятником погибшим во всех войнах». В этом произведении нет ни пафоса, ни жизнеутверждающего финала, только ужас, скорбь и боль утраты. 

Российский национальный оркестр, Московский синодальный хор, Хоровая капелла России имени Юрлова – по замыслу композитора «Военный реквием» исполняет несколько коллективов, на сцене может быть даже несколько дирижеров, но на этом концерте один главнокомандующий.

 «Реквием дирижировал 5 – 6 раз и даже запись сделал 20 лет назад, для меня это шедевр, музыка - высший класс, и для оркестра - много играть, и для хора – петь, и для публики», - считает дирижер Мартин Браббинс.

О том, что ему предстоит дирижировать столь масштабным сочинением, британский дирижер узнал неделю назад, когда выступал в Польше. Попросил жену выслать ноты. Здесь есть и новые пометки, и сделанные дирижёром больше 20 лет назад. Последние десять лет он не был в России. Но русский язык не забыл, в 80-х получал здесь музыкальное образование.

«Учился в Ленинграде у великого Ильи Мусина, два года занимался, и это было начало моей жизни. Я благодарен Мусину и России», - говорит дирижер Мартин Браббинс (Великобритания).

«Военный реквием» Бриттен написал в 1961 году, в этом сочинении солисты - представители трех народов должны символизировать разные стороны конфликта.

«Я много раз пел в этом сочинении партию баритона – материал сложнейший, и даже для меня не столько в вокальном плане, я хорошо знаю это сочинение, сложно по атмосфере, накалу, эмоционально трудное произведение, требует большой концентрации», - признается солист Штефан Генц.

В военной оратории две мужские партии – это солдаты по разные стороны баррикад – и одна женская – она символизирует и страдания людей, и голос с небес. Её Бриттен писал для Галины Вишневской. Эти записи слушала и солистка Светлана Касьян, когда работала над материалом.

«У меня много времени ушло на выучку этой партии, как многие певцы говорят, можно было бы несколько вердиевских ролей выучить, спеть и исполнить за это время, музыка сложная», -утверждает солистка Светлана Касьян.

Этот концерт благотворительный - памяти жертв Второй мировой войны. Эту музыку композитор писал, обращаясь ко всем людям и вспоминая своих друзей, которые не вернулись с фронта.
 

Новости культуры